Найти тему
Полит.ру

Сиддхартха Мукерджи об истории концепции гена

В книге онколога и иммунолога Сиддхартхи Мукерджи «Ген. Очень личная история» перед читателем — три взаимопроникающие биографии: идеи гена, человеческого общества в ходе ее разработки и семьи автора, в которую эта идея проникла с багажом наследственного психического заболевания.

На страницах этой эпохальной книги концепция гена зарождается в смутных догадках Аристотеля об информационной природе наследственности и в представлениях Парацельса о гомункулах, вплетается в образы людей, создававших генетику в XIX–XX веках, вовлекается в евгенические проекты и эволюционирует в технологии редактирования геномов. Наблюдая влияние генов на клеточные и человеческие судьбы как ученый и врач, чью семью преследует наследственный недуг, Мукерджи пропитывает научную историю драмами людей с генетическими болезнями и обозначает этические вызовы, с которыми мы столкнулись, научившись «читать» и «писать» на языке ДНК.

«Эта книга — рассказ о рождении, развитии и будущем одной из саых значимых и опасных концепций в истории науки — концепции гена, элементарной единицы наследственности и базовой единицы биологической информации вообще. Я использую этот эпитет — "опасный" — абсолютно сознательно. Три взрывных научных идеи — атом, байт, ген — с грохотом пронеслись через всё ХХ столетие, разделив его на три неравных отрезка. Предпосылки каждой из этих идей сложились еще в XIX веке, но ослепительный триумф пришелся на XX. Изначально все они представляли собой довольно абстрактные научные концепции, но затем разрослись, окрепли и, проникнув в многочисленные сферы нашей жизни, сейчас меняют культуру, общество, политику и язык», — пишет автор.

Читайте сегодня в разделе «Медленное чтение».