Неизвестно знали ли современники Уильяма Шекспира чьи пьесы и сонеты он выдавал под своим именем, до нас же дошли более поздние исследования. В 1857 году, т.е. спустя более двухсот лет после смерти Шекспира, Делия Бэкон опубликовала 675-страничную книгу «Подлинная философия пьес Шекспира», в которой утверждала, что настоящим автором является ее однофамилец философ, крупный государственный деятель при короле Якове I Фрэнсис Бэкон, а Шекспир был всего лишь неграмотным актером. То, что родители Шекспира, как и его дочки, не умели писать доказано документально. Владел ли грамотой Шекспир исследователи спорят, но ни одной рукописи, писем, мемуаров не нашли. Есть завещание, согласно которому он оставляет некую сумму денег друзьям-актерам, но о литературном наследии ни слова. Кстати, о словах. Как актер, не получивший образование, в своих произведениях использовал до 29000 слов? Словарный запас современного англичанина с высшим образованием 20 000 -30 000 слов, у русского человека больше, потому что наш язык богаче, но Шекспир писал на английском.
В те времена актерам необязательно было уметь читать, они заучивали текст с человеком-суфлером. Но, если на счет знаний письма и чтения, можно поспорить, то факты о жизни европейских королевских домов, описанные в произведениях Шекспира, актер никак не мог знать. Это сейчас лицедеи приближены к власти, в те времена актерство не было уважаемой профессией и считалось низшим сословием.
Смущают шекспироведов, точнее Томаса Лоуни, и хорошее знание Италии, в которой Шекспир не был. Подчерпнуть знания ему тоже было неоткуда. Для молодого поколения поясню: даже книг тогда было очень мало и в основном религиозные, передвигались люди на лошадях, так что свободно путешествовать по миру было затруднительно, иностранными языками владела только высшая знать. По мнению Лоуни «Венецианского купца» мог написать только человек благородного происхождения, философ, а никак не актер. Томас Лауни считает, что под псевдонимом Шекспир скрывался 17-й граф Оксфордский, поэт Де Вер, хорошо знающий Италию.
Американский писатель Джозеф Хартом, живший в XIX веке считал, что пьесы разнятся по стилю, считая это доказательством того, что над ними работало несколько авторов. Этой же версии придерживается российский ученый-историк Андрей Фурсов. Тоже наш соотечественник Илья Гилилов в своей книге «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса» (1997) поддерживает версию о группе авторов, основываясь на выводах Роджера Мэннерса (1576–1612), называющего истинным автором шекспировских пьес графа Ратленда. Отчасти с ним согласен и Гилилов, но считает, что вместе с графом Ратлендом писала его жена Елизавета, являющаяся дочерью придворного, писателя и поэта Филипа Сидни.
В общем, все версии сводятся к тому, что кто-то или группа людей из высшей британской знати творили под именем Шекспира, создав из простого актера гения мировой литературы. Почему же они это делали? Тут тоже несколько версий. Первая – людям из высшего общества писать пьесы для театральных постановок было непозволительно и осуждаемо светским обществом. Вторая – Шекспир был создан по приказу монарших особ для внедрения через литературные произведения определенных мыслей в массы и повышения культуры среди населения.
Творчество и люди искусства во все времена использовались в политических и пропагандистских целях. Вспомним советского писателя Анатолия Иванова, его книгу «Вечный зов», а точнее диалог персонажей Арнольда Лахновского и Петра Полипова, который преподносят как «План Даллеса»:
"Окончится война, всё как-то утрясется, устроится. И мы бросим всё, что имеем, - всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей!
Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.
Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением... исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино - всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и прославлять так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, - словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.
Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство. Национализм и вражда народов, прежде всего вражда и ненависть к русскому народу - всё это расцветет махровым цветом.
И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это и сделаем."
Аллен Даллес реальное историческое лицо - американский дипломат и разведчик, руководитель резидентуры Управления стратегических служб в Берне (Швейцария) во время Второй мировой войны, директор ЦРУ с 1953 по 1961 г. Нет документов подтверждающих, что Даллес произносил подобную речь, но есть доказательства, что советский писатель Иванов по заданию правительства литературно обработал данные добытые нашими разведчиками, и вложил в уста героев. Такого мнения придерживается историк Евгений Тригубович и ряд его коллег. В советские годы, как и в любые другие времена, популярными становились только те, кого продвигали либо пророссийские правители, либо пятая колонна.
Можно долго спорить о подлинности текста «План Даллеса», но никто не в силах опровергнуть, что он воплотился в жизнь. А как считаете вы, мои дорогие читатели? Продолжим разговор в комментариях. Об авторстве произведений под именем Шекспир тоже предлагаю порассуждать. Узнаем ли мы когда-нибудь кто скрывался под псевдонимом Уильям Шекспир, трудно сказать, но то, что его произведения будут читать, спектакли ставить, фильмы снимать – неоспоримый факт.
Влюбленная в Россию и кино, Мария Ефремова, гендиректор кинокомпании "Северное сияние", режиссер, сценарист, актриса