Близорукая ставка на ослабление России непреднамеренно привела к усилению Китая
В попытке сохранить свою гегемонию в однополярном мире, американская внешнеполитическая стратегия направлена на ослабление России (это «острая угроза»), и противостояние с Китаем («самая всеобъемлющая и серьезная угроза» национальной безопасности США). То есть непосредственным вызовом для Вашингтона является Россия, а долгосрочным - Китай. Воевать сразу с обеими сверхдержавами стратегически не является возможным. Россия должна быть ослаблена, чтобы противостоять Китаю в его вызове однополярному миру во главе с США.
Однако попытка ослабить Россию в прокси-конфликте на Украине может получить и обратный эффект, а именно она уже ведет к усилению Китая в зарождающемся многополярном мире.
Беспрецедентный режим санкций был направлен на то, чтобы наказать Россию. Но желаемого эффекта достичь не удалось. Кроме того, санкционная война подтолкнула Москву ещё ближе к Пекину. Изоляция от западных рынков вынудила Россию обратить свой взор на восток: на Китай, Индию, евразийское сообщество и глобальное сообщество стран, находящихся под санкциями. Получается, что санкционный режим фактически ускорил наступление многополярности и укрепил позиции Китая за рубежом.
Москва-Пекин
20 марта Си Цзиньпин прибыл в Россию для переговоров, направленных, в частности, на «подтверждение особого характера российско-китайского партнерства». 13 декабря Си пообещал, что Китай «будет работать с Россией, чтобы оказывать сильную взаимную поддержку по вопросам, которые касаются основных интересов, и углублять практическое сотрудничество в области торговли, сельского хозяйства, связи и других областях». Неделю спустя Си заявил, что Китай «готов наращивать стратегическое сотрудничество с Россией, предоставляя друг другу возможности для развития и оставаясь глобальными партнерами на благо наших стран».
Российско-китайская торговля резко возросла. В своем недавнем послании Федеральному собранию Владимир Путин сказал, что «российская экономика вступила в новый цикл роста. Эксперты полагают, что он будет опираться на принципиально новую модель и структуру. Приоритет отдается новым, перспективным мировым рынкам, в том числе Азиатско-Тихоокеанскому...» Он пообещал, что Россия «будет расширять перспективные внешнеэкономические связи и строить новые логистические коридоры. «... Это отчасти позволит нам значительно расширить наши связи с рынками Юго-Восточной Азии».
Обратный санкционный эффект
Санкции в отношении России привели к непреднамеренным последствиям более тесной связи Москвы и Пекина, и геополитическому отходу от однополярности. А настойчивое стремление Америки создать мир блоков, в котором страны должны выбирать сторону, а еще столкнуться с последствиями, если они не присоединятся к США и не введут санкции против России, — не нашло должного отклика в большинстве стран мира. Крупные страны, такие как Индия, Бразилия и Южная Африка, отказались вводить санкции в отношении Москвы, и решили присоединиться к Китаю и его многополярному видению. Индия сохранила свою региональную озабоченность в отношении Китая, но отказалась присоединиться к глобальному соперничеству Вашингтона и Пекина. Индия была партнером США, но поддерживала очень тесные партнерские отношения с Россией.
Курс на многополярность
В то время как крупные страны, такие как Индия, отдают предпочтение многополярному миру Китая, а не однополярному миру Америки, более мелкие страны подтверждают свое право на нейтралитет и отвергают однополярное видение США. Они отказались присоединиться к санкциям или занять чью-либо сторону, подтверждая право выбирать свои собственные национальные интересы. Как и Индия, Саудовская Аравия заявила, что «не верит в поляризацию или выбор между сторонами».
Латинская Америка, Ближний Восток и Африка знают, что критика со стороны США попахивает лицемерием. Они все больше склоняются к Китаю с его видением многополярного мира. Они хотят извлечь выгоду из инициативы «Один пояс, один путь» и экономического роста Китая, не выбирая чью-либо сторону и не сталкиваясь с последствиями. Они также с большим интересом выслушивают инвестиционные предложения Китая, которые не требуют идеологического согласования или экономических, политических и структурных корректировок.
Опубликованная позиция Китая прямо предусматривает многополярность. Настаивая на строгом соблюдении международного права и уважении суверенитета, территориальной целостности всех стран, Пункт Один из позиционных документов предусматривает, что «все страны, большие или малые, сильные или слабые, богатые или бедные, являются равноправными членами международного сообщества." Это и есть отрицание однополярного мира и само определение «многополярного мира».
Второй пункт — это «отказ от менталитета холодной войны». Он отражает давнюю потребность России в «эффективной и устойчивой архитектуре европейской безопасности», которая выходит за рамки «блоковой конфронтации» и рассматривает Москву как равную силу в трансатлантической архитектуре безопасности, в которой она является не подчиненной, а равной в многополярном мире.
Позиция Китая бросает вызов США, расширяющим свою гегемонию, увеличивая масштабы своего блока, и склоняя чашу весов в пользу однополярного мира.
📌Подписывайтесь на нас в Телеграм @zvezda_analytics
#звездааналитика #китай #россия #путин #си #сотрудничество