Найти тему
МузАртМедиа | MusicArtMedia

Сергей Рахманинов - «Осколки»

Оглавление

О чем говорит эта пьеса? Это распавшееся на мелкие частицы прошлое, разбитая вещь или сердце человека - либо все в совокупности? Попробуем найти ответ на этот вопрос.

Интересно отметить, что при жизни Рахманинова «Осколки» не были опубликованы, оставаясь, образно говоря, фрагментом его сугубо интимных музыкальных переживаний. Лишь после смерти автора пьеса открылась для слушателей. Об ее уникальном значении - далее в статье.

"Лишившись родины, я потерял самого себя"

Обратите внимание на внешний вид Сергея Васильевича в 1917 году:

Дарственная фотография крестнице, Ирине Шаляпиной, сделанная 1 апреля 1917 года
Дарственная фотография крестнице, Ирине Шаляпиной, сделанная 1 апреля 1917 года

Рахманинов выглядит изможденным - так, будто бы он болен. События двух русских революций переломали весь уклад его жизни, уничтожили дорогую сердцу Ивановку. Разграблена была почти вся деревня, в обустройство которой композитор вкладывал душу и значительную часть своих гонораров. Последний раз композитор побывает там в апреле-мае 1917 года и после напишет Александру Зилоти:

Я бы хотел выехать в июле <...> Прожив и промучившись в Ивановке три недели, я решил более не возвращаться. Ни спасти, ни поправить ничего нельзя.

Примерно в тот же период он создает свои последние фортепианные миниатюры - Прелюдию d-moll, "Восточный эскиз" и "Осколки".

23 декабря 1917 года Рахманинов покинет Родину навсегда.

И да, известно, что за рубежом Рахманинов написал совсем немного произведений. Но куда более красноречивым является тот факт, что за рубежом композитор не создает ни одной фортепианной пьесы, ни одного романса... А пьеса "Осколки" стала, таким образом, его лебединой песнью в жанре фортепианной миниатюры и отражением тех душевных терзаний, которые испытывал композитор в один из самых противоречивых периодов его жизни.

"Осколки"

Попробуем ответить на вопрос, почему Рахманинов не стал издавать эту пьесу? Чайковский, как говорят современники, не слишком хорошо дирижировал собственную музыку - боялся показаться излишне чувственным; Свиридов не издавал хоровую миниатюру "Несказанный свет", полагая, что она получилась чересчур простой, а потому, чрезмерно искренней. Возможно, похожая история была и с Сергеем Рахманиновым...

К слову, для Рахманинова, как и для Чайковского, более характерна скрытая программность. Вложенные в замысел произведения образы и идеи композиторы не выносили на суд публики, оставляя лишь жанровое обозначение – симфония, прелюдия... Через личные письма авторов исследователи расшифровывали программу поздних симфоний Чайковского, этюдов-картин Рахманинова... Но здесь программность обозначена. Композитор и не думал что-либо умалчивать - нам остается только понять о каких "осколках" повествует музыка.

И согласитесь, никакой трагедийности, присущей, например, его Прелюдии cis-moll вы здесь не слышите?

Это опущенные руки усталого человека, мысли, которые истаивают в воздухе, как дым. Это, пожалуй, та степень бессилия, которую испытывает Орфей, повторно утративший Эвридику – куда более страшная, граничащая с иронией над собственной слабостью. Светлый ля-бемоль мажорный аккорд, который завершает произведение, может быть понят вами совсем по-разному...

Послесловие

Конечно, в жизни Сергея Рахманинова и за рубежом были счастливые моменты. Первый свой шедевр заграницей Рахманинов создает под впечатлением от встречи с еще одной русской эмигранткой.

Сергей Рахманинов - «Три русские песни»
МузАртМедиа | MusicArtMedia30 марта 2023

Впрочем, кое-что оказалось безвозвратно утрачено.

Как погасло на долгие годы желание писать музыку, так на мелкие детали разбился сброшенный с окна усадьбы Рахманиновых рояль; разграблена и уничтожена любимая Ивановка, растоптаны судьбы многих соплеменников композитора. Навсегда потеряна Родина, оставшаяся лишь в воспоминаниях. От былого остались только осколки...

Труппа МХТ и Федор Шаляпин в гостях на даче Рахманиновых в Нью-Джерси (1923)
Труппа МХТ и Федор Шаляпин в гостях на даче Рахманиновых в Нью-Джерси (1923)