Найти тему

Музыкальные ТВ-шоу не(создающие) новых звёзд?

Оглавление

На данный момент на телевидении идёт немалое количество музыкальных шоу-программ! Некоторые из них - интересные, в них много сильных, ярких исполнителей, музыкантов. Однако многие из зрителей критикуют такие программы за то, что они, якобы, не создают новых звезд. Т.е., проект прошёл, но зачем он нужен, если все те классные участники, которые на нем выступали, потом куда-то исчезают, а на экранах всё те же? Об этом я и порассуждаю в моей сегодняшней статье.

Музыкальные шоу-проекты, на примере «Голоса»

«Голос». Создает или нет он новых звёзд? Обсуждая нечто (в данном случае, ТВ-передачу), для начала надо ознакомиться с её правилами, форматом, заявленными целями. В голландском проекте «The Voice» (который у нас называется «Голос») никогда и не заявлялось, что главная цель проекта - создание новых звёзд и их дальнейшее продвижение. Нет, основная задача этого шоу - поиск и отбор высококлассных вокалистов, поющих в разных жанрах, на разных языках и т.п. для того, чтобы они исполняли песни (обычно, кавер-версии хитов) в ходе сезона данной программы! В этом основное отличие «Голоса» от такого проекта, как «Фабрика звёзд»: там цель была найти новую потенциальную звезду и продюсировать, раскручивать её! Однако, даже в рамках «Фабрики звёзд» не все участники стали хотя бы какими-то звёздами, так что и там заявленный формат не всегда был панацеей!

Задача наставников «Голоса»: набрать свою команду на СП, а затем сделать так, чтобы участники их команд показали интересные, сильные номера в ходе этого сезона проекта (ну, и принимать решение, кто проходит дальше). ВСЁ! Ни о какой обязанности продвигать свою команду за рамками проекта после сезона речи не идёт, и если такое и происходит, то лишь по доброй воле некоторых из наставников! Так, например, Александр Градский создал свой театр - «Градский Холл», в котором, в т.ч. с тематическими концертами, выступали участники его команды разных сезонов. Несколько наставников проекта продолжили сотрудничество со своими подопечными, например, Григорий Лепс с Александром Панайотовым!

Григорий Лепс и Александр Панайотов
Григорий Лепс и Александр Панайотов

Наставники неоднократно, опять же, добровольно, помогали участникам проекта, например, приглашали их выступить в своем концерте, или предлагали записать песню на их студии.

Подобные факты явно противоречат мнениям некоторых людей, в том числе известных, о том, что наставники боятся молодежи, конкуренции и т.п. Вот как об этом сказал, критикуя «Голос», Юрий Лоза: «Когда Полина Гагарина говорит, что у кого-то интересный голос, то она врёт. Она не заинтересована, чтобы вместо неё на корпоратив в Анадырь поехала та девочка, которой она восторгается».

Это верно только с той стороны, что практически каждое такое музыкальное шоу в значительной мере базируется на интуиции и талантах судей (жюри, наставников): именно они отбирают участников, а значит, от них и зависит, кто из участников пройдёт дальше (по крайней мере, на первых этапах) и с какими именно номерами!

Но для чего, с какой целью работают наставники? Ради денег, гонорара - это не полное объяснение, т.к. оно не показывает, что именно хотят сделать наставники, кого именно они отбирают, какие номера делают с отобранными участниками? Исходя из вышеуказанного мнения Лозы, Гагариной не нужны конкуренты, которые могут занять её место. Допустим, что это так, но в чём тогда состоит её стратегия на проекте - неужели выбрать тех, кто похуже, а потом запороть все номера своей команды, чтобы, не дай Бог, не родилась какая-то новая звезда, которая сможет занять её место?

Забавно, но некоторые зрители реально верят в нечто подобное применительно почти к каждому наставнику: не повернулась Пелагея к народнице - боится, что девушка очень скоро займёт её место, или когда Билан к попсовику - наверное, он просто не хочет, чтобы тот стал круче него и т.п.

Да и не только по поводу «Голоса» такие мнения! Вот в другом проекте, «Новая Звезда» на канале Звезда, в жюри есть певицы Зара и Юлия Савичева. Когда они гасят участнику звезду (там именно такая система, т.е. не плюсование, а минусование баллов), то, по мнению некоторых зрителей того проекта, это тоже из зависти к более молодым и талантливым, чем эти члены жюри!

Забавно это хотя бы потому, что практически в любом проекте набирается полный состав участников, в любом есть финалисты и победитель, так что как «не гаси звезду», а потенциальные звёзды есть. Станут ли они реальными звёздами - вот в чём вопрос?

Звёздные перспективы?

Говоря об этом, прежде всего надо понять, что имеется в виду под фразой «проект создаёт/ не создаёт звезду»?

Если имеется в виду успешный певец, исполнитель, музыкант по итогам проекта, то процент их невысок практически везде, во всяком случае, успешных исполнителей в долгосрочной перспективе! Так, даже в США, где развит музыкальный бизнес, множество менеджеров, продюсеров, процент успешных исполнителей, ставших звёздами по итогам их «The Voice», очень низок! Да и, например, в популярном у них проекте «American Idol» (у нас он шёл под названием «Народный артист») не очень высок, по крайней мере, если считать за все сезоны и в долгосрочном плане (хотя бы, лет на пять). Т.е., да, у них нередко были случаи, когда победитель или призеры проекта попадали на первые места чартов, но многие из них НЕ смогли сохранить успех дольше чем на год-другой! Стал звездой участник проекта? Стал! Но или не яркой, или быстро погас!

...Однако, шансы на успех есть у многих! На тот же самый наш «Голос» чаще всего приходили исполнители, которых в масштабах страны не знал практически никто, а уходили они, запомнившись миллионам зрителей и многим понравившись! Они получили свои «15 минут славы», раскрутились!

Но что дальше? Это зависит от талантов, способностей участников проектов и, прежде всего, от наличия у них собственного музыкального материала, финансов и сильного продюсера или менеджера. Минимально, необходимы собственные интересные, яркие, сильные песни, потому что можно запомниться по какому-то проекту, но, если даже очень мощный исполнитель(ница) будет петь только кавер-версии песен Муслима Магомаева или Уитни Хьюстон, то далеко на этом не уедешь!

Самый яркий пример в этом плане - Наргиз, занявшая 2-е место во 2-м сезоне «Голоса»!

Наргиз
Наргиз

Многие могут сказать, что звездой она стала потом, после проекта и только потому, что ею занялся такой крутой продюсер, как Максим Фадеев! Да, но занялся - то он уже раскрученной в рамках проекта певицей, той, кого не надо было раскручивать так, как никому не известную исполнительницу, той, музыкальные возможности которой он знал по проекту. Авторы из ПЦ Фадеева написали для Наргиз песни, и она использовала шанс, данный ей проектом - стала звездой: её песни звучали на радио, клипы были на телевидении, концерты проходили с аншлагами, она заработала музыкальные премии! Потом у неё что-то случилось в отношениях с Фадеевым, они прекратили сотрудничество и, как следствие, её успех пошёл на убыль, что лишний раз доказывает сложность сохранения успеха, но это было уже потом!

Антон Беляев.

Антон Беляев
Антон Беляев

Он был участником проекта в том же, очень мощном по составу участников, 2-м сезоне. Дошёл до полуфинала, казалось бы «всего лишь», даже в топ-4 не попал! Однако, после проекта его карьера пошла вверх и, в значительной мере, именно продюсерская, а не исполнительская. У него есть своя группа - «Therr Maitz». Не сказать, чтобы она была совсем неизвестна и абсолютно не пользовалась никаким успехом, но в большей мере Беляев отметился, всё-же, именно как продюсер. Например, в 2015 году он участвовал в шоу «Главная сцена» на канале Россия - 1 в качестве музыкального продюсера в команде Игоря Матвиенко, в 2019 году запустил шоу «Лаборатория музыки Антона Беляева» (LAB) и, наконец, в этом, 2023 году, стал уже наставником «Голоса». В общем, он свои возможности и шансы использовал сполна!

Конечно, здесь надо понимать тот факт, что далеко не каждый исполнитель, в принципе, может стать звездой всероссийского масштаба. Некоторые, исходя из своего жанра, имиджа, отношения к шоу-бизнесу, музыке относятся к категории «на любителя» или «для узкой аудитории», и никакой проект это не изменит!

Таким образом, для зрителей музыкальные проекты - это просто развлечение, шоу, как и другие интересные передачи, идущие на телевидении! Тогда как для музыкантов такие программы - это шанс показать себя перед многомиллионной аудиторией, а затем, возможно, и стать звездой или, во всяком случае, повысить свой уровень, перейдя из условной категории «ноунейм» в «известный, популярный, интересный определённой аудитории исполнитель».

Спасибо за внимание! Пожалуйста, подписывайтесь на мой канал и оставляйте комментарии!