Часто говорят, что «Шерманы» имели тонкую броню и были не более чем кормом для немецких танков, поэтому вас может удивить тот факт, что США фактически производили вариант «Шермана» с броней, которая не только конкурировала с «Тигром I», но и превосходила его.
Это был M4A3E2 - это «Шерман», на которого буквально наварили дополнительную броню.
Башня была изготовлена по индивидуальному заказу, хотя она по-прежнему напоминала стандартную и имела больше брони по бокам, чем «Тигр I» спереди.
Конечным результатом стал один из самых тяжелобронированных танков, участвовавших в боевых действиях во время Второй мировой войны, способный выдерживать попадания 88-мм немецких орудий.
Обстановка
Еще в начале 1942 года, задолго до того, как M4A3E2 появился на чертежной доске, Великобритания и США обсуждали идею создания тяжелобронированного штурмового танка, который заменил бы устаревший «Черчилль».
«Черчилль» страдал от плохой мобильности и надежности. Поэтому были планы заменить его с самого начала.
Одной из ранее обсуждавшихся идей было британское предложение усилить бронирование M4 Sherman.
Опыт с мощными немецкими противотанковыми орудиями укрепил потребность в такой машине, а предстоящее вторжение в Европу еще больше увеличило ее. США нужен был тяжелобронированный штурмовой танк, поэтому они обратились к «Шерману» как к временному решению.
Разработка
В конце 1943 - начале 1944 года на испытательном полигоне General Motors были проведены испытания M4A3, нагруженного грузами, общий вес которых составил 41 тонну. Для сравнения, вес стандартного полностью снаряженного M4A3 составлял 34 тонны.
M4A3 был самым мощным вариантом танка «Sherman», оснащенным 18-литровым двигателем Ford GAA V8. Вероятно, именно поэтому именно эта модель была выбрана.
Испытательный Sherman на удивление хорошо справился со всем этим дополнительным весом, доказав, что можно значительно усилить бронирование.
Таким образом, «Шерман» можно было усилить. Первоначально было предложение поставлять войскам комплекты, которые можно было бы установить в полевых условиях, но в итоге было решено, что изменения будут внесены на заводе компанией Fisher Body.
В марте 1944 года новый танк получил название: М4А3Е2. «Е» в названии означает «Экспериментальный».
Всего было заказано 254 M4A3E2. Правительство США разрешило производителю производить их без обычных стандартных проверок, по сути полагая, что они построят их должным образом.
Броня M4A3E2
Дополнительная броня наваривалась поверх обычной брони М4А3. На верхнюю лобовую часть и борта корпуса были добавлены листы толщиной 38 мм.
Это довело общую толщину брони верхней части лобовой доски до 101 мм, что равносильно Тигру I. Вдобавок ко всему, угол наклона переднего броневого листа в 47 градусов означал, что эффективная толщина броневого листа M4A3E2 составляла невероятные 150 мм.
Между тем дополнительная обшивка увеличила толщину бортов до 76 мм. Эти пластины были прикреплены в виде двух отдельных частей, чтобы обеспечить их структурную прочность.
Кормовая часть корпуса и нижние борта корпуса за подвеской не получили дополнительной брони, но под водителем и носовым стрелком была применена дополнительная обшивка для повышения противоминной защиты.
Башня была сконструирована по подобию башни T23. Это была совершенно новая конструкция с гораздо большей броней. Лоб, борта и корма башни были защищены невероятными 152 мм стали. Чтобы представить это в перспективе, это соответствует передней лобовой плите Tiger II.
Маска орудия также была усилена путем приваривания дополнительных 130 мм стальной обшивки к стандартной маске толщиной 50 мм, что в сумме составляло 180 мм - почти столько же, сколько передняя часть башни Tiger II.
Спереди M4A3E2 был почти невосприимчив к 88-мм орудию Tiger I, а некоторые части передней части башни могли остановить даже длинное 88-мм орудие Tiger II.
Другие особенности
Все M4A3E2 были построены с 75-мм пушкой M3. Однако после ввода в эксплуатацию выяснилось, что 76-мм M1 пользуется большим спросом, поэтому около 100 штук были модифицированы 76-мм. Поскольку маска M4A3E2 изначально предназначалась для 76-мм орудия, замена была довольно простой.
Стандартно танк имел автомат калибра .30 рядом с основным орудием и еще один в передней части корпуса. Экипаж состоял из пяти человек: командир, наводчик, заряжающий, водитель и штурман.
Танк был оснащен тем же двигателем Ford GAA V8, что и стандартный M4A3, мощностью около 500 л.с. Это впечатляет, но танк весил почти на 10 тонн больше, чем стандартный A3, поэтому бортовые редукторы были отрегулированы так, чтобы максимальная скорость танка составляла 35 км\ч.
Одной из проблем, которую необходимо было решить с таким тяжелым танком, было его давление на грунт. Дополнительный вес M4A3E2 приводил к тому, что танк проваливался в землю, поэтому к гусеницам прикрепили «утконосые» удлинители, увеличив их ширину, что снижало давление танка на грунт, увеличивая тем самым проходимость.
Но, пожалуй, самая большая проблема M4A3E2 заключалась в подвеске. Подвеска Sherman с вертикальной спиральной пружиной (VVSS) была разработана для гораздо более легкого танка и испытывала значительные нагрузки, удерживая M4A3E2.
По большей части они работали, но пружины подвески было легко сломать, если танк сильно бился о кочку.
Эффективность в бою
Отчаянно стремясь как можно быстрее доставить танки в Европу, к маю 1944 года M4A3E2 уже был в производстве. Чтобы ускорить процесс, правительство США разрешило производителю производить их без обычных стандартных проверок.
Невероятно, но все 254 единицы были построены к июлю 1944 года. Однако для дня «Д» это было слишком поздно, и танки были доставлены в Европу в последние месяцы 1944 года.
Когда в конце 1944 года M4A3E2 наконец прибыли на фронт, солдаты сразу же полюбили их. Выданная 1-й, 3-й и 9-й армиям США дополнительная броня танков быстро начала спасать жизни и в течение короткого периода времени стала пользоваться большим спросом.
Вскоре после их появления были случаи, когда танки выдерживали множественные попадания немецких противотанковых орудий, даже грозных 88-мм пушек.
Они стали чрезвычайно полезным инструментом для американских войск в Европе, и общее количество M4A3E2 в количестве 254 штук вдруг показалось довольно небольшим. Были сделаны запросы на производство большего количества, но из-за сроков и сложностей в процессе закупок больше не было построено.
Но их эффект был настолько значительным, что сам генерал Паттон в начале 1945 года издал приказ о модификации как можно большего количества M4A3 в полевых условиях с дополнительной броней в попытке «воссоздать» больше M4A3E2. Вскоре после этого из поврежденных «Шерманов» вырезали целые броневые листы и приваривали их к исправным танкам. Использовалась даже броня от подбитых немецких танков.
Было сделано около 100 таких преобразований.
Итог
Большинство M4A3E2 пережили войну, но после ее окончания почти не использовались. К этому моменту танк M26 Pershing уже находился на вооружении, поэтому необходимость в M4A3E2 отпала.
Читайте также: