Без ясно выраженной позиции государства, подкрепленной экономическими стимулами, реальный "разворот" потоков российских жидких углеводородов будет серьезно замедлен
🟢 Эксперт и руководитель Центра развития энергетики написал колонку для ТАСС, в которой затронул вопросы развития инфраструктуры российской топливно-энергетической отрасли:
... Пока что усилия экспортеров в основном направлены на покупку и фрахт крупных нефтяных танкеров, чтобы снизить удельные затраты на перевозку. Минус такого подхода: все равно придется переваливать нефть с танкера на танкер в водах иностранных государств, некоторые из которых являются сейчас недружественными. И в любом случае перевозка с Балтики вокруг Европы и Африки в Южную или Юго-Восточную Азию не окажется дешевой из-за огромных расстояний.
Другой вариант - строить новые нефтепроводы на восток или расширять ВСТО. Минус этого сценария: Россия рискует оказаться "привязанной" к поставкам исключительно на рынок Китая, что может отрицательно сказаться на переговорной позиции российских нефтяных компаний по условиям сделок. При этом развитие железнодорожной инфраструктуры на восток, а именно расширение БАМа и Транссиба, будет полезно прежде всего для стабильного снабжения нефтепродуктами регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также для увеличения поставок российских нефтепродуктов на азиатские рынки.
Поскольку подавляющая часть крупных перспективных нефтегазовых проектов сейчас находится в Арктике, и конкретно на Ямале и Гыдане, логично было бы в первую очередь развивать морскую логистику по Севморпути. Это кратчайший морской маршрут в Азию, который полностью пролегает в территориальных водах и исключительной экономической зоне России и не подвержен потенциальным недружественным действиям других государств. Кроме того, развитие морской логистики с месторождений Ямала и Гыдана позволит не привязываться только к рынку Китая, как Россия вынуждена была бы сделать в случае строительства новых нефтепроводов или расширения ВСТО.
Однако строительство новых нефтяных терминалов в Арктике - капиталоемкий проект. При этом часть инфраструктуры таких проектов по закону должна принадлежать государству, а возможности финансировать такое строительство у бюджета сейчас может не быть. Поэтому нужно давать компаниям возможность строить инфраструктуру самим и предоставлять для этого стимулирующие льготы. Также должны быть введены дополнительные стимулы, в том числе налоговые, для строительства танкеров ледового класса и, возможно, атомных и дизельных ледоколов.
Материал полностью