Российское кино — это словосочетание мало кому может поднять настроение. Вряд ли ещё год назад я бы купила билет на отечественную комедию, пусть и по Пушкинской карте. Однако политика диктует свои правила проката. Что ж, приключенческая комедия «Поехавшая» 2023 года от режиссёра Антона Маслова... звучит интересно. Однако ожидания мои были весьма занижены, поскольку мне, как зрителю, предстояло знакомство с молодой актрисой Ольгой Лерман. Именно ей отведена главная роль в картине. Риск да и только! В итоге, повелась я на небезызвестную компанию Yellow, Black and White, на обаятельного Виктора Хориняка и на уговоры подружки.
С вами Алинчик, которая уже поехала растекаться мыслью по древу...
Мотив пути и классика жанра
Главный герой, находясь в затруднительной жизненной ситуации, принимает решение бежать от рутины до тех пор, пока не сможет переосмыслить ключевые моменты и достичь желаемого результата. Кажется, где-то мы уже это видели...
Да, сюжет отечественной комедии не так свеж и неординарен, как мне сперва показалось. Дама с собачкой, SMM-специалист, видеоблогер на трассе — всё это лишь декор одной героини, который крепится на старый сюжет. С другой стороны, к комедийному жанру нужно и можно относиться куда проще, чем к артхаусу. Как там говорилось в «Обыкновенном чуде»?
Я ведь этих окриков-то не люблю. Если хочешь указать на ошибки, то сначала похвали. Мерзавец!
А я и похвалю, ведь есть, за что.
Плюсы новинки
Если не успели увидеть «Поехавшую» на большом экране, а теперь думаете, стоит ли вообще тратить время на данный фильм, то я вам ответственно заявляю: стоит. По крайней мере, чтобы оценить следующие позиции:
- актерский состав. Он действительно вас не разочарует, ведь его подбирали с любовью и на продажу. Дмитрий Чеботарёв и Виктор Хориняк — прекрасный выбор для привлечения женской аудитории. Ольга Лерман — от неё зрители точно не устали. Елена Яковлева и Олеся Железняк — приманка для возрастной аудитории, а также для любителей «Сватов» и «Ленкома». Но, как мы все понимаем, потребителю важны не народные звания или заезженные лица, а качество. Если вам небезразлична органика, если вы хотите получать эмоции даже от игры эпизодического актера, картина Антона Маслова вас точно не разочарует. От себя рекомендую обратить внимание на Анастасию Светлову, исполнившую роль дальнобойщицы Жени.
- режиссерские находки. На протяжении всей картины главная героиня по имени Анна регулярно уходит в себя. В трудный момент путешествия девушке является противоречивый образ мамы. Интересно даже не то, с какой целью переживания персонажа материализуются на трассе, в хлипкой палатке, у тихого озера. Гораздо увлекательнее наблюдать за тем, как режиссёр работает с кадром, отправляясь в путь от иронии до гротеска. Сложно описать словами ту реакцию, какую способна вызвать "размноженная" Елена Яковлева на велосипеде. Это надо видеть!
- душа VS гламур. Люблю приём антитезы в любой сфере искусства, ибо только сравнивая и противопоставляя, можно найти собственную истину. Перед нами богиня интернета с силиконовыми стандартами красоты и поэтическими амбициями в исполнении Марии Горбань, а ей в противовес — естественная, восприимчивая Анна. Весьма любопытно наблюдать за отношениями дивы и её подчиненной, которые продолжают накаляться во время велосипедного приключения.
- нонкоформист(ка)? Образ лишнего человека был весьма актуален в советском кино в 70-х годах. «Отпуск в сентябре», «Полёты во сне и наяву», «Осенний марафон», «Афоня» — герои этих картин находятся вне общества и отчаянно пытаются найти свой особый смысл. Многие из них пишут письма матери, рвутся навестить, что можно расценивать как попытку вернуться к исходной точке, к простому счастью. К сожалею, осуществить мечту советские киногерои не в силах, как и найти социальную реализацию. А нашей комедийной героине это под силу. Она идёт напролом, проявляя упрямство и даже эгоизм. Целеустремлённость и самобытность Анны сводят мужчин с ума эффективнее модельной внешности и перекачанных губ её работодательницы.
- на основе реальной истории. Не знаю, как вы, а я ценю фильмы, которые так или иначе соприкасаются с действительностью, поэтому не удивительно, что меня порадовало решение авторов взять за основу реальную историю из жизни конкретного человека. Речь идёт о блогере Анне Смолиной, которая на велосипеде отправилась из Набережных Челнов в Магадан, чтобы навестить маму. Связь с родительницей была давно потеряна, дорога предстояла трудная, поэтому девушка решила вовлечь в своё путешествие соцсети. И в жизни, и в кино блог принёс пользу как в реализации, так и в личной жизни. Ну а кто из нас не любит сказки со счастливым концом?
- интим по-советски. Фильм, естественно, имеет возрастное ограничение 18+, однако я бы снизила этот уровень и до 16+, и до 12+. Тем более, что в зрительный зал пускают абсолютно всех, не спрашивая паспорт. Комедия довольно безобидна для глаз школьников, которые и так достаточно знают о взрослой жизни. Есть намёки на интимные сцены, но срежиссированы эти эпизоды с юмором и без пошлости.
Что не так?
Несмотря на то, что фильм произвёл приятное впечатление, удалось найти некоторые минусы.
- не вижу главного. Я шла на премьеру с твёрдым намерением погрузиться в атмосферу туристической поездки. Как понимаете, получилось не на все 100%, поскольку сама дорога показана урывками, моментами. И здесь можно оправдать кинодеятелей, так как уместить несколько сюжетных линий, вплести в повествование хорошие шутки и некую драму очень сложно. Но факт есть факт, путешествие представляет скорее фон, нежели основу картины.
- шизофрения / переборщили. Помнится, недавно я хвалила монтаж и режиссуру. Да, креативный подход на лицо, хотя огромное количество так называемых "видений" Анны вызвали подозрение на страшный диагноз. Слишком уж часто приходит к ней злая мама то во сне, то наяву, из-за чего у девушки наблюдаются перемены настроения вплоть до истерики.
- цитаты в лоб. Как человек, влюбленный в романтизм, абсурд, интеллектуальную драму, мне приятна некоторая недосказанность в диалогах, таинственность, которая позволяет зрителю постепенно доходить до сути. Что же предлагает «Поехавшая»? Явные советы, доступную философию. Ты видишь, чувствуешь сцену, где для тебя уже приготовили рецепт жизни. Причем такой, который ты не сможешь пропустить. Да, комедия, но можно же вызвать печаль, дать почву для размышлений не в лоб. Вспомним легенду нашего кинематографа «Джентльмены удачи». Мало ли там социальных и личных проблем? Но их упоминают и раскрывают ненавязчиво, как бы между делом.
- великолепная пятерка! Сложно поверить, что над одной отечественной комедией трудилось так много режиссёров. Фридерике Брин, Татьяна Гончарова, Мария Маслова, Нжде Айрапетян, Светлана Штеба — я не хочу сказать, что эти девчонки и один мальчишка бездарны. У меня сложилось впечатление, что, работая в команде, им приходилось идти на компромисс и не всегда на удачный. Смущает концовка фильма, не очень понятно, зачем нужны некоторые второстепенные персонажи, упомянутые в начале истории, в дальнейшем развитии сюжета. Видимо, пытались показать всё в пределах двух часов. И поехали...
Немножко юмора, немножко философии, немножко приключения. По современным меркам картина просто отличная, но на повторный просмотр меня не тянет. Про любовный треугольник решила не распространяться, чтобы оставить хоть какую-то интригу потенциальному зрителю. Химия будет, это я вам обещаю. Ну а смотреть или же проехать данную киноостановку — дело за вами. Что-то я соскучилась по своему велосипеду...
Ваш Алинчик