"Знай, что в действительности не существует ничего, кроме Брахмы. А если появляется что-то ещё, то это "обманчивый мираж"" (Шанкарачарья. "Атмабодха" ("Знание Души")).
Многие статьи Е.П. Блаватской, в которых она объясняет положения Восточного Учения, начинаются с того, что автор указывает на необходимость для каждого изучающего вникнуть в основные понятия Учения, такие как Форма и Бесформенность, Дух, Материя, Пространство, Реальность и Нереальность. (Заметим, что многие современные искажения основных идей Восточных Учений (особенно это касается Буддизма) тоже во многом связаны с разницей в мышлении европейском и азиатском, на что неоднократно указывала Е.П. Блаватская в своих статьях).
Для каждого человека, задумывающегося о Бытии, важно понимание таких вопросов, как взаимодействие разных "пластов" этого таинственного явления – Жизнь. Человеку важно понимать основы, которые неизменны при всех "переменах", которые постоянно происходят с ним на бесконечном его пути. Даже не говоря о "необычных" переживаниях, которые может замечать внимательный человек, каждый день заканчивается для всех "необычным" в сравнении с бодрствованием состоянием. Да, "сон" – привычное для каждого, ритмичное "изменение" сознания, но это состояние сих пор остаётся для науки тайною за семью печатями.
И как бы нейрофизиология ни продвигалась, вне изучения того плана в человеке, который не имеет опор в виде физиологических процессов в мозге, и тем не менее существует, знания о том, насколько "реальны" переживания во снах, люди могут обрести только благодаря знаниям о Незримой Действительности. Что же реально, и что нереально?
Философия веданты говорит о трёх состояниях сознания, в которых пребывает монада человека в земной его жизни. Это бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений (сушупти). В данном контексте речь идёт о седьмом, шестом принципах и пятом высшем (духовный аспект манаса).
С точки зрения разницы в состояниях сознания, для каждого из трёх названных состояний два других будут "нереальными", в зависимости от того, в каком пребывает человек относительно двух других. Но с точки зрения Учения о Бытии, как выше сказано, Реальностью, или относительно большей степенью реальности, следует считать состояние сознания, наиболее приближенное к Единству (Атману).
Внутренний человек (триада Атма-Буддхи-Манас) является "частью" Единой Реальности. Понимание этого тезиса помогает осознать, как возможно "всеведение" для Великих Сознаний, эволюция которых соответствует сознательности на Плане Духа (6-го и 7-го состояний материи).
Сон без сновидений, пишет Е.П. Блаватская, в системе представлений о Реальном как Атмане (Единстве) и Нереальном как максимально удалённом от этого Единства, может рассматриваться как состояние, в котором манас пребывает на своём собственном плане – Реальности.
"…духовный разум, принадлежащий к области неизречённого, не может [сам по себе] спать или даже находиться в сонном состоянии, а всегда пребывает в "свете" Реальности… …во время сна манас (вместилище физического и личностного интеллекта) получает возможность… воспринимать ту реальность субъективного мира, которая была скрыта от него в часы бодрствования…" (Е.П. Блаватская. "Реальность и Нереальность").
Что нам дают эти знания? Прежде всего понимание ценности земной жизни. Дух человека эволюционирует, набирая опыт сознательного бытия в чередовании земного и Надземного. Сознание не может развиваться без опоры на физический проводник духа.
Именно в земном воплощении человек накапливает сокровище духовности – потенциал тонких энергий одухотворённого мышления и чувства, который ассимилируется его Бессмертной Индивидуальностью (Духовной душой). Мудрые люди ценят каждое мгновение земной жизни как возможность бесценного опыта развития, какой бы эта жизнь ни была. Сознание – единая ценность человечества.
Сон без сновидений, о котором говорилось выше, не оставляет явных воспоминаний при пробуждении, но ощущение, принесённое "душой" после соприкосновения с Планом Духа, знают многие как ощущение света мудрости, в котором неожиданно находят разрешение трудные вопросы. Искры Высшего Света, которые доносит душа после такого сна, следует сохранять в сознании. Это прекрасные возможности на пути развития духа и сознания для каждого человека.
Гореликова М.В.
Дорогие читатели, если статья вам понравилась, не забывайте поставить "лайк". А также высказывайте Ваши мысли в комментариях.