Найти тему
Мытищинский Музей

Патриотический проект Наши 400 лет истории. Дважды Герой Советского Союза Алексей Васильевич Алелюхин 30.03.1920 – 29.10.1990 гг.

-2
-3

Алексей Алелюхин родился в 1920 году в Тверской области. После окончания школы-семилетки уехал в Москву. Работал на фабрике канцелярских товаров. Учился в Мытищинском аэроклубе. Затем окончил Борисоглебскую авиашколу.

В 1940 году лейтенант Алелюхин был направлен в Одессу для дальнейшего прохождения службы.

В 1941 году принимал участие в обороне Одессы. С воздуха защитников города поддерживал всего один 69-й истребительный полк под командованием Льва Львовича Шестакова. В этом полку служил Алексей Алелюхин.

Летчик принимал участие в штурмовках, разведке, в воздушных боях. Он уже был опытным воздушным бойцом, когда его вместе с другими летчиками послали на разведку немецкого аэродрома. Разведчики обнаружили множество новых, только прибывших на фронт «мессершмиттов». Не замеченные врагом, Алелюхин и его боевые товарищи благополучно вернулись и доложили обо всем командованию. Было принято решение штурмовать немецкий аэродром. На рассвете все истребители полка поднялись в воздух.

Летчики начали штурмовать аэродром сходу, на малой высоте, обрушив на него весь боекомплект. Место стоянки фашистских самолетов превратилось в море огня.

В другой разведке Алелюхину удалось обнаружить дальнобойное фашистское орудие, которое постоянно обстреливало город.

После Одессы были новые аэродромы и новые бои, а потом – Сталинград. Об одной из схваток в небе Сталинграда летчик писал:

«Три дня мы нетерпеливо ждали летной погоды. Но, как назло, не прекращались снежные заряды. Лишь на четвертые сутки в небе прояснилось. Полк вылетел на прикрытие наших войск, замкнувших кольцо вокруг группировки врага. Мы предполагали, что бой будет жестоким, и не ошиблись. В ту пору мы получили замечательные машины – Яки. Легкие, маневренные, хорошо вооруженные. Для немцев они были неожиданностью. Но еще более неожиданной для них явилась наша тактика. Вместо звеньев из трех самолетов мы вылетели четверками, в разомкнутых боевых порядках.

Навстречу врагу поднялся весь полк – 24 самолета. Эскадрильи были эшелонированы по высоте. Комполка летел в составе второй эскадрильи Владимира Лаврененкова. Я вел первую. Третью возглавлял Ахмет-хан Султан. Мы шли вдоль линии фронта с юга на север. И вскоре мы увидели группу «мессершмиттов». Как и предполагали, они без раздумий устремились на нашу восьмерку, шедшую нижним эшелоном. Наверное, мы впервые испытали такое наслаждение, видя обманувшегося в своих силах врага. Наши две другие восьмерки в строгих боевых порядках свалились с высоты на знакомых нам по многим боям «шмиттов». Раньше бои не всегда были скоротечными, смертельная карусель порой вертелась до полного израсходования боекомплекта и до «сухих баков», как мы говорили. А тут «карусели» не было. Пикируя, каждый выбрал себе цель и бил наверняка. И почти одновременно к земле пошло несколько факелов. Из всей группы вражеских истребителей уцелел один. Он поспешил к своему аэродрому. Ему вдогонку бросился Иван Борисов. Сбил бы наверняка, но по радио прозвучал приказ Шестакова: «В строй! На место!». Иван нехотя оставил врага и вернулся в строй. Чтобы успокоить разгоряченного боем летчика, комполка громко, чтобы слышали все, объявил: «Пусть уцелевший «шмитт» другим расскажет о сегодняшнем бое. Это только начало!»

Действительно, это было начало больших, радостных для нас перемен. Вскоре мы стали хозяевами неба. Как дым исчезла былая спесь гитлеровских летчиков. В новых боях, вплоть до Берлина, преимущество было на нашей стороне».

К началу апреля 1943 года командир эскадрильи 9-го ГИАП (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт) гвардии капитан Алелюхин выполнил 265 боевых вылетов, провёл 65 воздушных боёв, в которых лично сбил 11 самолётов противника и 6 в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» гвардии капитану А. В. Алелюхину присвоено звание Героя Советского Союза.

Особенно результативным стал для аса период с июня по август 1943 года, когда он одержал 13 личных воздушных побед. С августа 1943 по май 1944 года воевал на американском истребителе P-39 Aircobra. Отличился в Миусской и Донбасской наступательных операциях на Южном фронте. Во время Мелитопольской операции в одном из боёв в октябре 1943 года девятка истребителей под командованием Алелюхина атаковала 50 бомбардировщиков противника, шедших под прикрытием истребителей. Советские лётчики, сбив ведущие самолёты, расстроили боевой порядок самолётов противника.

К 27 октября 1943 года выполнил 410 боевых вылетов, провёл 58 боевых штурмовок, участвовал в 114 воздушных боях, в которых сбил 26 самолётов врага.

До конца войны сражался в том же полку. Участвовал в Крымской, Гумбиннен-Гольдапской, Восточно-Прусской, Берлинской наступательных операциях. Окончил войну заместителем командира 9-го гвардейского истребительного авиаполка. Кроме командной работы, продолжал участвовать в боях. Так, за 1944 год одержал две личные победы в воздухе. 26 марта 1945 года в бою в небе Восточной Пруссии, атаковав четвёрку самолётов противника, лично сбил два самолёта Fw-190. А свою последнюю победу одержал в небе над Берлином 12 апреля 1945 года, сбив Fw-190.

За время войны совершил 601 боевой вылет на истребителях И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Р-39 «Аэрокобра» и Ла-7, в 123 воздушных боях сбил лично 34 и в составе группы 6 самолётов противника.

В 1948 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. С марта 1949 года служил заместителем командира 151-й истребительной авиационной дивизии. Освоил реактивный истребитель МиГ-15. С ноября по декабрь 1950 года — участвовал в Корейской войне, где его дивизия вела боевые действия против авиации США над территорией Северной Кореи. Личных побед в воздушных боях не имел. В декабре дивизия была отведена в Китай и занималась противовоздушной обороной промышленных центров и подготовкой китайских и корейских лётчиков.

С ноября 1950 по март 1952 года — командир 28-й истребительной авиационной дивизии, которая также принимала участие в Корейской войне до замены на другое соединение в феврале 1951 года. С марта по ноябрь 1952 года служил начальником отдела в Управлении лётной службы и воздушного права Главного штаба ВВС. Затем убыл учиться в Военную академию Генерального штаба.. После окончания академии занимал ответственные должности в Вооруженных силах.

В августе 1985 года генерал-майор авиации А. В. Алелюхин вышел в отставку. Жил в Москве.

Умер 29 октября 1990 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Имя Алексея Васильевича Алелюхина высечено на памятнике героям – выпускникам Мытищинского аэроклуба.

Звания Герой Советского Союза присвоены:

24.08.1943 г. - за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками.

01.11.1943 г. - за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками.

Награжден 2-я орденами Ленина, 3-я орденами Красного Знамени, орденом Суворова III степени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, 2-я орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалями.

Подробнее читайте на сайте Мытищинского историко-художественного музея: https://clck.ru/YhdA8

#Мытищи #Мытищинскиймузей #нашеподмосковье #культураМО #гоМытищи #Московскаяобласть #Мытищи2023 #КультураРФ #нацпроекткультура #Наши #400лет #ПатриотическийПроект