Реклама — двигатель торговли не только в наше время. Об этом знали практически с первых лет основания Петербурга. На лавках и трактирах размещали приглашающие вывески. Много было безграмотных горожан, поэтому рисовали картинки, иной раз не совсем приличные. В 1749 году даже был издан указ о «прекращении малевания» и даны рекомендации писать просто: «В сем доме продают табак».
Но торговцы, а потом и фабриканты придумывали очень затейливые и большие вывески, выставляли много товара в витрины и даже подсвечивали их по ночам керосиновыми лампами.
С середины XIX века стали появляться рекламные плакаты — красочные, яркие и забавные. Кстати, первыми заказчиками такой рекламной продукции стали табачные мануфактуры, а затем кондитерские, питейные, машиностроительные предприятия.
На Невском проспекте появилась артель креативных художников, которые придумывали плакаты. Традиционно рисовали счастливого человека. Социальный статус «счастливчика» был разный — в зависимости от стоимости рекламируемого товара. Например, для дорогих папирос — модный коммивояжер, а для простых — дедушка.
Плакаты вешали на заборы, стены домов, в витринах магазинов, размещали на круглых афишных тумбах, печатали в журналах и газетах.
Как же рекламировали в Петербурге XIX столетия?
Резиновые галоши
Русский витязь держит в руках галоши и утверждает, что они самые лучшие в мире. А те, кто еще не купил резиновые галоши от компании «Треугольник», прячутся от дождя где придется.
Шоколад, какао и кофе
Жорж Борман имел три кондитерских магазина на Невском и шоколадную фабрику на Английском проспекте. Ингредиенты всей вкусной продукции только натуральные. Какао дает настоящую силу и мускулы, как у Геракла. А кофе от Бормана на рекламном плакате приносит белый аист, словно ребенка. И это обещает начало новой жизни.
Мыло
Петербургский парфюмерный дом «А. М. Жуковъ» знала вся Россия. И все благодаря мылу с логотипом жука-скарабея.
О блестящих моющих качествах голубого мыла от Жукова говорит чистота и белизна горных вершин при свете желтой луны.
Табак, алкоголь, пиво
Рекламные идеи были весьма неожиданные: пиво доставляют на аэроплане, а слон из зоологического сада держит в хоботе бутылку с коньяком.
Всякое разное
Плакаты рекламировали все, что требовалось потребителю: от пороха для стрельбы на охоте до средства «рациональной борьбы против крыс и мышей».
Социальная реклама
Один из первых образцов отечественной социальной рекламы — плакат «Большой благотворительный базар кукол» художника Льва Бакста, работавшего в Петербурге. Девочка в желтом платье, целующая тряпичного Арлекина, должна была привлечь и растрогать состоятельных дам и господ, чтобы они пожертвовали денег на благие цели. Средства от кукольного базара шли в родильные приюты.