Мы уверены, что в решении задач по воспитанию у дошкольников основ книжной культуры, любви к чтению, к книге, одних только усилий педагогов недостаточно. Семья в этом вопросе выступает в качестве первого и главного социального партнера детского сада. Успех взаимодействия воспитывающих взрослых в рамках культурно-образовательных практик дошкольников во многом определяется общностью ценностно-смысловых позиций, если они согласовали свои взгляды на жизненные ценности, цели, задачи, методы воспитания и обучения ребенка.
Дни открытых дверей в детском саду, обучающие родительские собрания, родительские клубы и лектории, совместные детско-взрослые проекты, семейные досуги, проводимые на базе ДОУ - все эти мероприятия направлены на улучшение взаимодействия и взаимопонимания между педагогами и семьями обучающихся. На наш взгляд, данный перечень может быть дополнен и такой формой взаимодействия как журфикс.
Слово «журфикс» происходит от французского «jour fixe», то есть «фиксированный день». В дореволюционной России так именовали регулярные домашние приемы, которые устраивались в определенное время (день недели, час). Каждый желающий, знакомый с семьей человека, организующего журфикс, мог приехать в его дом без особого приглашения. По сути, журфиксы представляли собой своего рода творческий досуг – гости, близкие друг другу по духу и интересам, свободно беседовали, обсуждая в непринужденной обстановке последние новости и важные проблемы, декламировали стихи, музицировали, играли в шарады и загадки.
В контексте педагогической работы журфикс – взаимосогласованные, фиксированные по времени и повторяющиеся встречи субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, детей), нацеленные на позитивное общение и рассмотрение в неформальной обстановке вопросов воспитательного и образовательного характера. «Стороной», организующей встречу, является педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения. Место проведения журфиксов – помещения детского сада, в которых чаще всего бывают дети и родители (группа, музыкальный или спортивный зал, библиотека).
Проведение таких встреч связано с актуальными проблемами, возникшими в жизни отдельной группы или детского сада в текущий момент. В нашем случае это решение задач по воспитанию читающего ребёнка, возрождение традиций семейного чтения, воспитание любви к книге, к чтению, книжной культуре в целом.
Но если на протяжении всей встречи гости будут только читать книги, то дошколята потеряют интерес к происходящему. Поэтому наши журфиксы включают в себя рассказ приглашённого гостя о своей интересной профессии, блиц-опросы, игры, физминутки и динамические паузы.
И, конечно, чтение детских книг. По выбору гостей или по рекомендации педагога группы.