После обморожения рук я несколько недель не гулял. В садик водили, так как мама с папой работали, но по вечерам и в выходные дни сидел дома. Папа решил, что раз все равно я постоянно дома, можно поучить меня читать. Не сразу у меня пошло чтение, несколько вечеров не удавалось начать правильно складывать слоги, а потом все получилось. К концу второй недели наших с папой занятий я уже бегло читал букварь.
После этого папа начал учить меня считать. Руки уже прошли, да и на улице уже наступила весна, но мне все равно было интересно проводить время с папой, когда он все объясняет. Цифры я уже и до этого знал, так что просто надо было понять принцип сложения и вычитания. Сначала учился по пальцам считать до десяти. Потом до двадцати, потом до ста... Через пару месяцев я уже легко складывал двузначные числа и мог досчитать до миллиона.
Навык сложения закрепляли с папой или мамой, когда меня вели в садик или просто во время прогулок. Я складывал любые числа, попадающиеся на глаза. Например, это мог быть номер машины из двух двузначных чисел. Я всегда был в поиске номера, который в сумме давал бы ровно сто. Сначала складывал только два двузначных числа, потом начал разбивать номера на 2,3 или 4 числа, чтобы в сумме получить заветную сотню. Жаль, что машин было не очень много.
К своему пятилетию я уже легко читал большие книги. Букварь остался далеко в прошлом, теперь это были «Приключения Буратино» и «Приключения Чиполлино», «Гулливер в стране лилипутов» и «Остров сокровищ», «Дети капитана Гранта» и «Пятнадцатилетный капитан». Но больше всего мне понравилась книга про охотника «Дерсу Узала». Настолько были интересны его приключения в лесу, что я не мог дождаться следующего дня. После «отбоя» ждал немного, чтобы родители заснули, потом включал заранее припасенный фонарик и читал книгу под одеялом с фонариком. Только когда уже совсем хотелось спать, убирал ее и засыпал.
Теперь в группе, когда наступало время чтения, воспитатели часто просили, чтобы я почитал всем остальным. А дома папа, после перерыва в несколько месяцев, решил вновь активно со мной позаниматься. Теперь он начал учить меня умножению. Обучение проходило с помощью грецких орехов, у нас их был большой мешок. Папа отсчитал сто орехов и сказал мне:
– Виталик, сколько будет два умножить на два?
– Я не знаю.
– Это то же самое, что два плюс два.
– Значит, будет четыре.
Папа взял из кучки два ореха, потом к ним добавил еще два и сказал:
– А теперь посчитай, сколько будет два умножить на три?
Я немного подумал и сразу сообразил, что к уже имевшейся кучке из четырех орехов надо добавить еще два. Добавил, посчитал и назвал правильный ответ – шесть.
Так папа прошелся со мной по всем цифрам от двух до десяти, после чего сказал, что сегодня мы прошли таблицу умножения. Эти орехи папа оставил мне и попросил самому позаниматься, чтобы все запомнить. Но главное, что я понял принцип. Для умножения надо просто столько раз прибавить одно и то же число, на какую цифру его умножают.
На следующий день я пришел в садик довольный и начал хвастаться перед детьми и воспитателями, что умею умножать. Одна из воспитательниц спросила меня:
– Какие числа ту умеешь умножать?
– Любые!
– даже больше десяти?
– Конечно!
– Сможешь умножить сто на сто?
– Смогу!
– Хорошо, посчитай, пожалуйста, потом скажешь мне правильный ответ.
Я начал считать сто плюс сто будет двести, плюс еще сто – будет триста. Потом запутался, попросил воспитателя дать мне ручку с бумагой и начал записывать свои расчеты на листочке. Так провозился я с расчетами полчаса, если не больше, но досчитал.
– Получается десять тысяч!
– Правильно, молодец. Как ты считал?
– Складывал сто раз по сто.
– А ты знаешь, что умножая на 10 можно просто добавить к числу нолик, а при умножении на сто можно добавить два нолика?
– Нет, не знал.
– Вот, смотри. У тебя было сто, дорисовываешь два нолика и получается как раз десять тысяч. Как ты и посчитал.
– Точно! И так всегда можно делать?
– Да, всегда.
Помимо сложения, вычитания, умножения, а потом и деления, за год с лета 1988-го по весну 1989-го я пополнил копилку прочитанных книг многими произведениями. И в них было очень много интересных фактов, о которых рассказывал в садике своим друзьям и воспитателям. Весной родители сказали мне, что будем пробовать сдать вступительные экзамены сразу во второй класс.
Специально к этому не готовили, но когда пришло время экзаменов я не все сделал хорошо. По чтению и математике получил пятерки, а за русский поставили двойку, так как сделал несколько ошибок в словах и грязи было много. Родителям сказали, что все равно готовы взять меня сразу во второй класс, но мама с папой в последний момент передумали, ведь мне еще даже шести лет не было. Хотя, я готов был идти хоть куда.
Решили пойти, как все, в первый класс. Тем более, что он уже был в следующем году и в садике. Тогда была какая-то новая экспериментальная программа, что сначала первый класс в садике, куда приходит учитель, а во втором классе к этому же учителю идешь уже в школу. Так я и познакомился с Ольгой Михайловной, она жила в соседнем доме, была строгой, но справедливой.