Найти тему
Монастырь Шаолинь

От боевых искусств до большого экрана: история кино Шаолинь

Оглавление

В продолжении разговора о романах боевых искусств Шаолинь, сегодня расскажем о истории Шаолинь в кино.

Шаолинь в кино: история создания фильмов о легендарных воинах

Формирование С 1920-х годов различные романы о боевых искусствах были адаптированы в кино и быстро стали популярными. Только в Шанхае было выпущено более 250 фильмов о боевых искусствах, что составляет 60% от общего числа фильмов, снятых за тот же период. Эти фильмы о боевых искусствах сыграли жизненно важную роль в развитии и наследовании китайской культуры кунг-фу.

После полномасштабной вспышки японского вторжения в Китай многие сценаристы, актеры и кинопродюсеры отправились в Гонконг из Пекина, Гуанчжоу, Шанхая, Тяньцзиня и других крупных городов, чтобы избежать войны, и Гонконг постепенно превратился в центр современной китайской литературы и кино. Истории о боевых искусствах играют важную роль в гонконгских фильмах. Кольцо Фан Шиюя (1938) - один из самых ранних фильмов о боевых искусствах, снятых в Гонконге. История основана на Фан Шию, потомке школы Шаолинь, и успешно связывает героев Шаолиня с китайской культурой боевых искусств на экране фильма.

К концу 1940-х годов фильмы, адаптированные из романов о боевых искусствах, стали новым фаворитом на рынке, а фильмы, основанные на потомках Шаолиня Кунг-фу, были еще более популярны среди зрителей. "Кнут Хуан Фэйхун гасит свечу" (1949) является одним из представительных работ такого рода фильмов, который стал популярным, потому что он включал в себе традиционные процедуры и методы боевых искусств. Хуан Фэйхун, мастер кунг-фу Шаолиня в фильме, с тех пор стал известной легендой. С ростом рыночного спроса гонконгские кинематографисты выпустили более 60 сиквелов серии Хуан Фейхун в 1950-х годах. Эта серия также стала символом гонконгской киноиндустрии.

Изучение боевых искусств через кино: эволюция кинематографии Шаолиня

К середине 1950-х годов новое поколение боевых искусств во главе с Лян Юйшэном, Цзинь Юном и Гу Лонгом особенно выделялось. Будучи одной из самых известных школ боевых искусств в мире, храм Шаолинь и Шаолинь Кунг-фу также часто появляются в новом мире боевых искусств, написанном писателями из Гонконга и Тайваня. Кроме того, эти потомки кантонского шаолинь кунг-фу (такие как Хуан Фэйхун, Хун Сигуань, Фан Шиюй и т. д.) также сохраняют высокую популярность в романах о боевых искусствах. К таким репрезентативным работам относятся: «Легенда о Фан Шиюй» (1950), «Хун Сигуань Санцзянь Шаолинь храм» (1950), «Биография Хуан Фэйхуна» Чэнь Цзина (1953) ); Биография Хуан Фэйхуна Ши Сяньшаня (1965) и работа Ма Юня "Судит неприятности в Динцзячжуане" (1970) и т. д. С конца 1950-х годов истории о боевых искусствах, написанные Цзинь Юном и Лян Юйшэном, начали выпускаться на экран. В то же время, с ростом рыночного спроса гонконгские кинокомпании также выпустили большое количество серий фильмов Huang Feihong и Fang Shiyu, которые еще больше способствовали развитию культуры боевых искусств. Эти гонконгские фильмы о кунг-фу также стали художественными достижениями, объединяющими китайскую философию, национальный дух и эстетику.

В середине 1960-х годов под влиянием ряда крупных событий, таких как китайско-индийский пограничный конфликт, китайско-советский раскол и война во Вьетнаме, оборонительный национализм, основанный на антиимпериалистической идеологии, начал преобладать в материковом Китае и быстро распространился на Гонконг, что в конечном итоге привело к протестам против британского колониального правления в 1967 году. Провинциальная и гонконгская забастовка. Под влиянием национализма и патриотизма с конца 1960-х годов гонконгские фильмы о боевых искусствах постепенно сформировали культурное воображение с национализмом в качестве ядра. Такое культурное воображение призвано вдохновить китайский народ и помочь омоложению нации традиционными боевыми искусствами и духом боевых искусств, воплощенным в них.

-2

Философия и идеология кино Шаолинь: учение Шаолинь в жанре боевиков

Многие фильмы, адаптированные из романов о боевых искусствах, обычно разворачиваются в социальном и историческом контексте конца 19-го и начала 20-го веков. Мастера боевых искусств изображаются как национальные герои. Они побеждают иностранных воинов и помогают китайскому народу восстановить уверенность в себе и достоинство. Сцены китайских мастеров боевых искусств, нападающих японских мастеров каратэ и американских боксеров, особенно распространены в фильме. Поэтому боевые искусства стали важной частью традиционной культуры и национальной идентичности. Битва драконов и тигров (1970) - ранний шедевр такого рода фильмов. Он рассказывает историю китайского мастера боевых искусств, который победил злого японского мастера каратэ железными песчаными пальмами в конце 19-го и начале 20-го века. Два года спустя «Цзюньвумен» (1972) и «Дракон пересекает реку» (1972) с Брюсом Ли в главной роли стали темной лошадкой в прокате, и началась новая эра фильмов о боевых искусствах. История Цзинвумэня происходит в Шанхае в начале 20-го века. Главный герой Чэнь Чжэнь отомстил за своего хозяина Хо Юаньцзя, победил японских и русских воинов, представляющих империалистические державы, и помог своим соотечественникам обрести уверенность в себе и достоинство. В "Dragon Crossing the River" главный герой Тан Лонг отправился в Рим, чтобы помочь родственнику, издеваясь над местной мафией. Он победил гангстеров китайским кунг-фу и передал сигнал о том, что китайцы больше не являются "больным человеком из Восточной Азии".

Эти новые фильмы о боевых искусствах создали мощную форму националистического дискурса, передавая недовольство народа Гонконга британским колониальным правлением и связывая эту эмоцию с далекой национальной культурной памятью. Эта уникальная форма дискурса, которая передает национализм, позже была широко принята гонконгскими кинематографистами. С 1974 года в Гонконге выходит все больше и больше фильмов о шаолинь-кун-фу, большинство из которых основаны на истории монахов Шаолиня, сопротивляющихся правлению династии Цин.

"Пять предков Шаолиня" (1974) - один из самых популярных фильмов Шаолинь кунг-фу. Сюжет основан на легенде о Силу об Обществе Неба и Земли. Он рассказывает историю пяти учеников Шаолиня, которые объединились с антицин и восстановлением династии Мин для борьбы против двора Цин после того, как они едва сбежали в процессе сожжения храма Шаолиня. В конце фильма пять предков Шаолиня победили преследователей, послаемых судом. Два монаша погибли в бою, а остальные трое продолжали придерживаться великого дела антицин и восстановления династии Мин. Фильм входил в пятерку лучших гонконгских кассовых сборов в 1974 году и выиграл награду за лучший звук на 12-м Тайбэйском кинофестивале Golden Horse в следующем году.

Северный Шаолинь (1976) - еще один фильм Шаолинь кунг-фу, который стоит упомянуть. Фильм рассказывает историю китайских антияпонских фугистов, которые отправились на оккупированный Японией Корейский полуостров в 1930-х годах и использовали Шаолинь кунг-фу, чтобы помочь китайским беженцам и корейскому народу бороться с японскими колонистами. В некоторой степени это отражает политическую реальность Гонконга в 1960-х и 1970-х годах.

Эти фильмы успешно распространили китайскую культуру и шаолинь-кунг-фу по всему миру, вызвав китайскую лихорадку кунг-фу, которая охватила весь кинематограф.