Найти в Дзене

4 месяца без Эриха. Что я сделала правильно и о чём безумно жалею.

Ну вот, уже 4 месяца без Эриха миновало. Четыре месяца было 4-го августа. По-прежнему крутятся в голове мысли - всё ли сделала правильно? Надо ли было делать химиотерапию? Тогда я была уверена, что надо, необходимо. Что это единственный вариант лечения в нашем случае, поскольку лимфома не оперируется. Но с тех пор я несколько раз встречала мнения, что лучше бы не надо. Что химия, возможно, убила Эриха быстрее, чем бы он ушёл от онкологии. И вот как точно узнать, надо или не надо было её делать? А если бы не делали химию, я бы думала - зря не делали, надо было, а вдруг бы дольше прожил.... (Здесь вся история болезни и лечения Эриха, начиная с самого первого посещения врача). Дико больно от того, что невозможно проводить с ними сколько времени, сколько хочется. Всё время приходится на что-то отвлекаться, ходить на работу и вот это вот всё. Слишком часто приходится оставлять их одних. И это при том, что я и так по максимуму сократила все домашние дела и освободила себя от всего лишн
Оглавление

Ну вот, уже 4 месяца без Эриха миновало. Четыре месяца было 4-го августа.

По-прежнему крутятся в голове мысли - всё ли сделала правильно? Надо ли было делать химиотерапию? Тогда я была уверена, что надо, необходимо. Что это единственный вариант лечения в нашем случае, поскольку лимфома не оперируется. Но с тех пор я несколько раз встречала мнения, что лучше бы не надо. Что химия, возможно, убила Эриха быстрее, чем бы он ушёл от онкологии. И вот как точно узнать, надо или не надо было её делать? А если бы не делали химию, я бы думала - зря не делали, надо было, а вдруг бы дольше прожил....

(Здесь вся история болезни и лечения Эриха, начиная с самого первого посещения врача).

Дико больно от того, что невозможно проводить с ними сколько времени, сколько хочется. Всё время приходится на что-то отвлекаться, ходить на работу и вот это вот всё. Слишком часто приходится оставлять их одних. И это при том, что я и так по максимуму сократила все домашние дела и освободила себя от всего лишнего, ненужного, насколько возможно. И всё равно времени для жизни катастрофически не хватает.

"Подожди, мой хороший"
"Жди меня дома, я на работу, веди себя хорошо"
"Спи, отдыхай тут без меня, Берту сильно не тискай, я скоро приду и мы пойдём гулять"

И Эрих ждёт. Со вздохом укладывается на кровати или у балкона, смотрит, но понимает, что радостно подбегать и совать в руки мячик нет смысла, всё равно я не буду вот прямщас играть с ним, мне некогда. Послушно ждёт, когда я вернусь.

На утренних прогулках часто было: Эрих начинал мутузить какую-нибудь старую шину, их много валяется на нашем пути следования. А время уже поджимает, надо на работу.... И вот он играет, тискает шину, подвизгивает, взлаивает, рычит, а я смотрю на часы. 10 минут могу дать ему поиграть, но не больше. И вот эти 10 минут заканчиваются, осталось 3 минуты, 2 минуты, 1 минута...

"Всё, Эринька, пошли. Хватит, вечером снова тут пойдём и поиграешь. Мне надо на работу".

Кусанёт шину ещё раз с визгом или рычанием напоследок и сам направляется к подъезду. Такой послушный, сговорчивый, покладистый, готовый всегда следовать за мной, даже если не наигрался, не нагулялся... Домой - значит, домой, так надо. От этой его послушности, сговорчивости, готовности всегда безропотно ждать, сколько нужно, от этой овчарочьей готовности выполнять команды сжималось сердце и становилось ещё горше, ещё больнее....

А вечером, бывало, этой шины тут уже и нет, кто-то убрал. А Эрих помнит, что она здесь была, ищет её, всё кругом нюхает. И получается, что я его как будто обманула. Я же обещала ему, что вечером он снова поиграет в эту шину, а её нет.

Дома подходит, кидает игрушку на подушку рядом с лицом или на голову. Стоит над кроватью, пристально смотрит, ждёт, когда проснусь. Я просыпаюсь и встречаюсь глазами с Эриховым взглядом. Говорю "Нет, не сейчас, я хочу спать. Давай потом", и Эрих послушно залезает на кровать и вытягивается вдоль меня. Или идёт к себе на место и со вздохом укладывается тоже спать. Такой послушный, безропотный, готовый всегда ждать....

Осень 2021 года, гуляем с Эрихом в парке. Фото Софьи Боярских.
Осень 2021 года, гуляем с Эрихом в парке. Фото Софьи Боярских.

Очень больно, что в последний месяц его жизни, пока он ещё играл, я совсем забыла про его любимую затычку. Была у Эриха любимая игрушка - старая резиновая затычка от ванны. Уж не знаю, что он в ней нашёл, но как-то однажды увидел её и всё, залип. Постоянно на неё охотился и при каждом удобном случае таскал в зубах. Убежит с ней в комнату, лежит и стонет. Или бегает по квартире с затычкой в пасти и тоже стонет. Отдавал с трудом, прямо отрывая от сердца нечто дорогое. Даже и не знаю, что он любил больше - мячики или эту затычку.

Видя, как он любит эту затычку, я стала устраивать ему игру в прятки. Прятала её, а Эрих искал. Очень он любил искать затычку, весь превращался в нос. Хвост ходит ходуном из стороны в сторону, весь в азарте, в драйве. Всю квартиру пронюхает, найдёт, схватит своё сокровище.... Ну точно как саблезубая белка с орехом из "Ледникового Периода".

Последний раз он искал её в январе, после новогодних праздников, а потом я как-то забыла и больше не давала ему её. А когда Эрих заболел, тем более забыла. И вот теперь всё... Больше уже не потаскает её в зубах, не порыскает носом во всех вещах, под столами, под кроватью.... Очень горько от этого.

Но в чём я уверена, так это в том, что отпустила его вовремя. В самый оптимальный момент.

Всего одним-двумя днями ранее Эрих ещё играл, выходил на улицу, интересовался окружающим миром, тыкал носом Берту. Он кушал, хоть и мало. У него не было рвоты после еды, он выходил к дверям меня встречать. Он обнюхивал на улице траву, кусты, деревья и т.д. И отнимать у него жизнь, к примеру, 1 апреля в субботу или 2 апреля в воскресенье было бы рано. Ведь в эти дни Эрих ещё хотел жить. Желание жить ещё не было утеряно, как и моя надежда на ремиссию. И я не могу отпустить собаку, если она ещё хоть сколько-то хочет жить, если в состоянии выходить гулять, проявляет интерес к чему-то.

А вот отпустить его позднее утра 4 апреля было бы уже слишком поздно. Те два-три дня, что оставались ему - это была бы уже не жизнь, а медленное угасание в полубессознательном голодном состоянии и приближение агонии. Организм уже не принимал еду и все мои попытки снова накормить Эриха неизменно заканчивались бы рвотой. Эрих уже не мог выходить на улицу и даже ходить по квартире у него уже почти не было сил. Всё это время Эрих бы только лежал и, может быть, лишь изредка вставал бы и падал от слабости. А если я была на работе, то я никак не могла бы его поддержать и не допустить падения и ушибов. И доводить до этого, заставлять его падать и ушибаться, как и бросать одного на целый день в последние дни и часы его жизни - это уж совсем немыслимо.

Поэтому я думаю, что отпустила Эриха вовремя. Именно утром 4-го апреля. И Хассо в 2018 году я отпустила так же, за 2-3 дня до естественного конца. Не дожидаясь агонии и мучительного угасания. Не оставив их уходить одних в квартире без меня. Они оба ушли у меня на руках. От этого немного легче, но совсем чуть-чуть.

(Здесь вся история Хассо, начиная с нашей первой встречи и до его последнего дня).

Осень 2021 года, гуляем с Эрихом в парке. Фото Софьи Боярских.
Осень 2021 года, гуляем с Эрихом в парке. Фото Софьи Боярских.

Есть ещё кое-что, что слегка утешает, если вообще можно так сказать.

Эрих прожил дольше своего отца и брата. Майбах, отец Эриха, прожил всего 8 с половиной лет. Ушёл от онкологии.

Брат-однопомётник Эриха, Гальяно, прожил десять лет. 11 июля им исполнилось 10 лет, а в начале августа Гальяно ушёл. И тоже онкология.

А Эрих прожил 10 лет и почти 9 месяцев. На два года пережил отца и на 8 месяцев - брата. Про остальных одномётников я ничего не знаю, контактов у меня нет.

Нет, "утешает" - неверное слово. Я ревела оба раза, когда узнала об уходе и Майбаха, и Гальяно. Но думается как-то так, что Эрих прожил максимум из возможного. А ведь его отец Майбах и брат Гальяно жили всю жизнь в отличных условиях, они никогда не сидели несколько лет в вольере без выгула и общения с человеком, их никогда не кормили объедками из кафе. Иными словами, их здоровье никак не было подорвано. И всё равно, несмотря на это, Эрих пережил их. Получается, он взял максимум жизни из того, что было отведено ему.

Но всё равно.... Никакие "утешения" не в состоянии успокоить. Не существует таких способов.

***

Как-то так получилось, что у нас с Эрихом почти не осталось совместных фотографий. Гуляли мы в основном вдвоём и фотографировала его я. А вот вместе нас сфоткать было некому. С селфи я не дружу, все фотки выходят просто ужасно. И лишь однажды мы встретили на прогулке двух девушек, одна из которых умела обращаться с фотоаппаратом. Девушки были очарованы Эрихом и попросили разрешения с ним сфотографироваться, и тут я решила воспользоваться шансом и попросила запечатлеть и меня с ним тоже. И вот это наши почти единственные совместные фотографии.

Осень 2021 года, гуляем с Эрихом в парке. Фото Софьи Боярских.
Осень 2021 года, гуляем с Эрихом в парке. Фото Софьи Боярских.

*****************************************************************************

Поблагодарить автора за понравившуюся статью можно здесь: кошелёк Юмани 410011388395425 или карта Тинькофф 5536 9141 3734 7658.

Рубрикатор-навигация по каналу: здесь (список всех публикаций по разделам в конце статьи).

Возможно, вам понравятся другие статьи:

Собака способна заменить всё то, что не сбылось и не осуществилось.

"А сколько ему лет? Он ещё не старый? Щеночков сможет делать?"

Поддержка канала лайками, комментами, репостами и подпиской крайне желательна. Благодарю всех читающих. Следите за новыми публикациями.