С учетом последних международных событий, среди которых СВО на Украине занимает центральное место, для нашего государства стало актуальным возвращение многих понятий и явлений советской эпохи. Государство берет на себя регуляторные функции по части продовольственной безопасности населения, вновь становится крупнейшим работодателем, возвращает системе образования сакральную воспитательную функцию. Про образование сегодня и пойдет речь, в частности, про введение «нового» предмета – начальной военной подготовки (НВП).
Думаем, не вызовет споров утверждение, что защита Родины - это задача не только военных профессионалов, но и в широком смысле – гражданский долг каждого человека. И тут большое значение приобретает воспитание и подготовка подрастающего поколения к современным реалиям. В каком объеме и как это произойдет? Да и готовы ли сегодняшние школьники к подобному развитию событий?
В повестке дня
Курс начальной военной подготовки должен вернуться в школы со следующего учебного года. Об этом сообщил министр просвещения России Сергей Кравцов, уточнив, что такой курс сначала пройдет апробацию, и лишь потом все образовательные учреждения смогут его использовать.
О том, чтобы вернуть в школы НВП, стали рассуждать еще весной прошлого года. В планах Минпросвещения - сделать его не отдельным предметом для учеников 10-11 классов, а модулями в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности». О какой-то стопроцентной конкретике говорить еще рано, однако некоторые моменты уже озвучены официально. Так, например, школы смогут вводить курсы по НВП с 5 по 9 классы и практические полевые занятия для старшеклассников по своему усмотрению. Эксперты считают, что при этом важно заручиться поддержкой родителей, так как выпускникам дополнительная нагрузка не должна помешать готовиться к ЕГЭ.
Как именно будет организован учебный предмет, еще уточняется, ведь НВП - довольно широкое понятие, с начала 1990-х годов многое изменилось как в сознании общества, так и в военном деле как таковом.
Если вдуматься, полностью предмет из программы не исчезал, он был переименован в ОБЖ, но его требуется как минимум сделать более актуальным. В старой программе, например, нет ничего про дроны и информационную безопасность, зато очень подробно говорится про защиту от боевых отравляющих веществ первого и второго поколений. Собственно, основная дискуссия ведется как раз вокруг методических рекомендаций по структуре предмета.
В поддержку нововведения, как уже говорилось, высказалось Минобразования, а также МО РФ и депутаты Государственной думы РФ. Многие учителя и родители при обсуждении проекта тоже высказались «за». Также слышны голоса о необходимости общественного и педагогического контроля, чтобы задумка избежала формального подхода и не превратилась в профанацию. В первую очередь необходимо решить как минимум три главных вопроса: кто будет преподавать НВП, материальное обеспечение и, наконец, что конкретно войдет в программу.
Харизма военрука
Вспомним, как это было организовано раньше. Автор этих строк изучал начальную военную подготовку 80-х, в советских школах НВП преподавалась два последних года обучения, в 9-х и 10-х классах. Учителями, как правило, выступали офицеры-запасники, которые проходили специальную педагогическую подготовку. Предмет занимал два учебных часа в неделю. Школы в изобилии обеспечивались плакатами, макетами приборов, респираторами, противогазами, дозиметрами и газоанализаторами, учебным оружием (автоматами Калашникова, муляжами ручных гранат), а также мелкокалиберными и пневматическими винтовками. Все это хранилось в специальных комнатах с сигнализацией.
Старшеклассники, проходившие курсы НВП, во время занятий были одеты в военные рубашки защитного цвета, плюс галстук. События юности воспринимаются в светлых тонах, поэтому наш класс, выстроенный в линеечку перед занятием, сегодня вспоминается с доброй улыбкой. Не было в тот момент в шеренге троечников или отличников, каждый к предмету относился серьезно. Преподаватель - седой майор - обладал не только командным голосом, но и яркой, по-настоящему сильной мужской харизмой. Его короткие речи перед строем научили нас относиться к предмету уважительно. Автомат Калашникова на практических занятиях даже девчонки разбирали и собирали так лихо, что и старый вояка удивлялся.
Вот на стрельбах из автомата и случилась история, которую до сих пор не забыть. Стрельба из боевого оружия – дело серьезное, пожалуй, поважнее «Зарницы». Когда очередная группа отстрелялась, майор долго стоял перед моей мишенью, сняв фуражку и даже почесал затылок. А потом подозвал меня и показал листок, там было на две дырки больше, чем давалось патронов. Стали разбираться, выяснилось, что мой приятель с какого-то перепуга целился в мою же мишень. Обоим влепили по «тройке», что лично мне было весьма обидно, стрельба-то шла кучная, как положено.
Впрочем, не это главное. Теперь-то понятно, что военрук был человеком принципиальным и в каком-то смысле преподал нам с приятелем важный урок, военное дело – командное занятие, если сглупил один, пострадает не только он сам, но и его товарищи. В реальном бою такая оплошность может стоить жизни.
После его занятий я даже решил поступать в военное летное училище, но не прошел медкомиссию. Врачи решили, что на большой высоте кислородная маска будет вредна для легких. Не судьба. Однако уверен, что многие мальчишки моего поколения связали судьбу с армией, вдохновившись именно такими примерами.
Важно, что в голове
Кто будет преподавать НВП в российских школах XXI века? Заявлено, что предпочтение отдается учителям ОБЖ, физкультуры, психологии и биологии. С одним из потенциальных военруков «МК в Твери» удалось побеседовать. Это учитель физкультуры тверской школы №34 Анна Протасова. Она также курирует кадетское направление в учебном заведении.
- Кадетское направление ведется с начальной школы, на данном этапе это юные инспекторы дорожного движения, - рассказывает Анна Михайловна. – В их подготовку входит изучение правил дорожного движения, сдача норм ГТО, строевая подготовка и ряд других мероприятий. Поскольку в начальной школе дети еще маленькие, строевой подготовке отводится вводная часть урока физкультуры. Выглядит это как красивые перестроения под музыку: двигаемся по диагонали, встречными колоннами и т.д. Ребят это действительно увлекает. Ну а ученики средней школы ходят в Центр МВД, там уже строевая подготовка такая, что впору на параде выступать. Пятый и шестой – это кадетские классы, специалисты в Центре занимаются с ними основами права и криминалистики, самообороной.
Как пояснила наша собеседница, учащиеся кадетских классов лучше всего настроены на занятия НВП, ведь они помогут подготовиться к экзаменам в военные училища. А вот как остальные ребята будут воспринимать новые знания, зависит в первую очередь от личности педагога.
- Все зависит от подачи материала, нужно подходить с душой, а не бубнить заученные фразы по учебнику, - рассуждает Анна Протасова. – Важны элементы игры, азарт. Возьмем, например, оказание первой медицинской помощи. Ведь можно для ребят организовать эстафету, если они будут, например, переносить своего же одноклассника на носилках, сделанных из подручных средств, то это не станет для них мероприятием «для галочки». В своих знаниях и силах я уверена. И с оружием разберусь, и со средствами химзащиты. Если потребуется, то вокруг школы три круга сама пробегу в противогазе, хотя этого и не требуется. Однако со своей стороны считаю, что НВП должны вести люди специально подготовленные, возможно, из числа военных или сотрудников правоохранительных органов. А пока эта задача на штатных педагогах, нужно привлекать специалистов для консультации, кроме того, в Интернете сейчас масса информации и обучающих роликов. Повторюсь, все зависит от педагога, от его веры в успех.
На замечание, что когда женщина наденет противогаз, то можно и прическу помять, Анна Михайловна только улыбнулась. Мол, она же мать троих детей, пришлось играть для них самые разные роли, так что любую ситуацию всегда можно повернуть в шуточную сторону и посмеяться. «Неважно, что на голове, а важно, что в голове, смысл-то в том, чтобы дети поняли, как надеть и снять противогаз», - делает вывод педагог.
Кстати, Анна Протасова проинспектировала то, что осталось от уроков НВП тридцатилетней давности, и с грустью констатировала, что многое утрачено. А теорией и информационными роликами практические занятия не заменишь. И плакаты, сохранившиеся со времен СССР, устарели. Но ведь руководство страны и МО РФ считают, что НВП вводить нужно, значит, и какая-то материальная подпитка должна быть.
А еще педагог считает важным психологический аспект. За прошедшие годы сам организм школы изменился.
- Если раньше дети и родители активно включались в инициативы «свыше», будь то сбор макулатуры или проведение огневой подготовки во внеурочное время, то сейчас люди смотрят на жизнь иначе, - констатирует наша собеседница. - Тем более что каждый класс отличается друг от друга. И на первоначальном этапе нужно действовать постепенно. В одном классе много мальчишек, и они с радостью займутся изучением оружия, а в другом больше девочек, там лучше зайдет оказание первой помощи. Так выкристаллизуется ядро самых энергичных и мотивированных ребят, которые будут участвовать в соревнованиях, подавать пример, возможно, станут предметом тайной зависти своих активных одноклассников.
Взять те же соревнования, где будут свои победители в знании истории Вооруженных сил, оружия или химзащиты. Вот это активное ядро поможет сделать НВП действительно популярным и даже престижным предметом.
Однозначно высказалась Протасова и отвечая на вопрос, стоит ли вводить НВП как отдельный предмет: «Не стоит спешить, на мой взгляд, первое время необязательно как-то акцентировать, что это именно военная подготовка, ведь название не передает всей совокупности получаемых знаний. Тот же раздел «Оказание первой медицинской помощи» - это ведь жизненно необходимые навыки. А с тем, что предмет актуален и необходим для изучения, полностью согласна».
Знаете ли вы
Аналог начальной военной подготовки впервые был введен в СССР в 1918 году. Предмет назывался допризывной подготовкой, его регулировал декрет ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству». Он затрагивал граждан 15-20 лет. Учащиеся 15-17 лет занимались в специально открытых учебных пунктах. Молодые люди в возрасте 18-20 лет проходили 96-часовые курсы, после чего зачислялись в списки резервных частей.
В 1962 году подготовку для старшеклассников отменили, но спустя пять лет вернули. И с тех пор дисциплина преподавалась начиная с девятого класса. В 1990 году НВП отменили окончательно. Однако в некоторых постсоветских республиках, например, в Белоруссии, она осталась.
Автор: Александр Хохлов