Найти тему
Population and Economics

Страховые продукты для населения: есть ли реальный выбор для россиян?

В статье Светланы Щелоковой и Владимира Вертоградова, опубликованной в номере №1/2023 журнала "Население и экономика", на примере российского рынка проводится оценка уровня конкуренции предложений страховых продуктов на четырех рынках: (1) страхование жизни, (2) страхование от несчастных случаев и болезней, (3) добровольное медицинское страхование и (4) пенсионное страхование. Цель исследования – определить динамику уровня конкуренции предложений на рынках страховых продуктов.

Photo by Vlad Deep on Unsplash
Photo by Vlad Deep on Unsplash

В качестве базы исследования были использованы соответствующие данные Рейтингового агентства «Эксперт» за 2018–2021 годы. Методика исследования базируется на оценке конкурентной ситуации на основе матрицы SV (см. рисунок 1), в основе которой лежат индексы HTSV (уровень дифференциации внутри доминирующей группы) и CRSV (совокупная доля рынка доминирующей группы).

-2

В результате исследования было выявлено, что страховой рынок РФ в период с 2018 по 2021 год является довольно разнообразным с точки зрения доминирования. Большая часть страховых продуктов для населения относится к квадранту B4 матрицы SV, который характеризуется естественной олигополией, но ситуация с доминирующей группой по рассмотренным видам страхования значительно отличается, так как количество доминирующих игроков варьируется от 2 до 10, что значительно влияет на реальный выбор потребителя, однако среди рассмотренных рынков вообще не встречается рынков с низкой концентрацией и без доминирующей группы или доминирующего лидера.

На рынке добровольного медицинского страхования выбор достаточно велик, а наличие большой доминирующей группы из восьми компаний позволяет говорить о формировании компаний двух эшелонов. Верхний эшелон формирует стандарты качества и доминирует по цене, остальные компании могут конкурировать с лидерами за счет нишевых предложений и ценовых факторов.

Рынок пенсионного страхования является одним из примеров значительного сокращения выбора потребителя: в 2018 году он находился в квадранте RO с относительно «слабой» доминирующей группой, а к 2021 году уже сформировалась слабо дифференцированная олигополия из пяти компаний, контролирующая 95% рынка.

Появление игроков с рыночными и институциональными возможностями уровня СОГАЗа позволяет внести значительные изменения в структуру рынка, как это и произошло на рынке личного страхования, где СОГАЗ поглотил крупнейшего игрока и перевел рынок из олигополии семи компаний в фактическое доминирование одной.

Источник: [Вертоградов, Щелокова, 2023]
Источник: [Вертоградов, Щелокова, 2023]

Читайте статью на нашем сайте, чтобы узнать больше деталей https://doi.org/10.3897/popecon.7.e86059