Найти тему

Толкование молитвы преподобного Ефрема Сирина (часть 3)

«Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Вместе с отцом Олегом Коваленко продолжаем разбирать молитву преподобного Ефрема Сирина.

Празднословие

— Разговор о празднословии хочется начать с того, что Сам Господь есть Слово. И Словом была создана вся Вселенная. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1: 1).

Как же важно внимательно относиться к тому, что мы говорим! Слово — это мощнейшее орудие, посредством которого можно сделать как много доброго, так и злого. Пророк Давид, понимая эту значимость, так обращается к Богу: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих (Пс. 140: 3). Как часто именно словом мы огорчаем друг друга! Как легко задеть, обидеть небрежным обращением, неаккуратным вопросом!.. Или подать наставление не в свое время. Кажется, всего лишь слова, а родной человек в слезах и обидах. Вот плод нашего слова. Но если мы будем помнить об этой молитве царя Давида, приходя домой, в обращении с близкими, всё преобразится.

Сам Господь Иисус Христос в Евангелии говорит о празднословии: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12: 36). Если только осознать, насколько это серьезно — за каждое праздное слово!

Именно поэтому в житиях святых мы читаем, что мудрые святые подвижники были молчаливы, сосредоточенны. Ими руководили страх согрешить и желание сохранить дары Духа Святого.

Празднословие крадет благодать и открывает дверь для греха. Любой дар Божий тут же оканчивается на празднословии. Не надо ничего особо делать, просто скажи праздное слово, и ты потерял благодать. Вот почему после Причастия необходимо хранить уста: меньше говорить, а больше созерцать, быть сосредоточенным, размышлять об услышанных на богослужении молитвах и словах Евангелия. «Поскольку уста открыты, не имеют ни дверей, ни стражи, то слово наше выходит безразлично, а со словом расхищается и сердце», — говорит прп. Ефрем Сирин в слове подвижническом.

-2

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своем толковании великопостной молитвы Ефрема Сирина подчеркивает, что необходимо приобретать привычку наблюдать, чем занят твой язык, и привыкать держать его в узде. Не стоит во время разговора стремиться во что бы то ни стало вставить свое мнение. Если мы научимся внимательно слушать, то принесем гораздо большую пользу.

«Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разносительница ложных вестей и мнений, сеятельница разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам... После многословия, когда пройдет час самодовольства, всегда остается некое чувство тоски и лености», — пишет прп. Никодим Святогорец в главе «О том, как управлять языком». А вот как строго о празднословии говорит святитель Василий Великий: «Не должно произносить праздного слова, от которого нет никакой пользы. Ибо говорить или и делать даже доброе не к созиданию веры — значит оскорблять Святого Божия Духа».

-3

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Я со своими студентами, когда нас атакует пустословие и нарушается дисциплина, иногда использую прием внезапного вопроса. Когда не хватает сил остановить разговоры, неожиданно спрашиваю: «А вы знаете, что произошло с Иисусом Христом, когда Ему было 12 лет?» (Это абсолютно светская среда, и большинство ребят смутно помнит что-то из Библии.) Тогда я рассказываю, как Господь вместе с родителями был на празднике в Иерусалиме, и, возвращаясь, родители обнаружили, что Христос потерялся. Они искали Его среди близких родственников и не нашли. Пришлось вернуться в большой город. Через три дня Христа нашли в храме. И вот здесь я задаю студентам такой вопрос: «А как вы думаете, что делал мальчик 12 лет, чтобы вокруг Него собрались мудрецы и учители?» Как правило, версии сводятся к «проповедовал», «учил», «наставлял». Тогда я рассказываю, что в храме в окружении мудрецов, старцев, книжников Христос внимательно слушал и задавал вопросы. «Понимаете, ребята, если вы научитесь внимательно слушать и задавать хорошие вопросы, все мудрецы мира соберутся вокруг вас и будут слушать ваши слова».

-4

Это простой рецепт и ответ на вопрос, как вести себя с друзьями, в рабочем коллективе и т.д. Просто внимательно слушайте, задавайте хорошие вопросы. А если, слушая, вы будете помнить о Боге, размышлять об услышанном на службе Евангелии, — это принесет большую пользу.

В житии преподобного Силуана Афонского есть такой интересный случай. Проходя военную службу в Петербурге, вместе со своими сослуживцами он отправился в трактир. В отличие от своих товарищей преподобный Силуан (тогда его звали Семеном) был сосредоточен и молчалив. Друзья обратили на это внимание: «Семен, ты всё молчишь; о чем ты думаешь?» — «Я думаю: сидим мы в трактире, пьем водку, веселимся, а на Афоне теперь творят бдение и всю ночь будут молиться». С его стороны это не было обличением, посрамлением или наставлением друзей. Святой Силуан просто размышлял и ответил на вопрос сослуживцев. Но мысленно пребывая на Святой Горе, он ответил так, что это удивило и тронуло его товарищей. Так и каждый из нас, участвуя в разговоре, может размышлять о Божественном Писании, о молитве преподобного Ефрема Сирина, о великопостном богослужении.

И в наших семьях, особенно с детьми, нужно не увещевать и давить, а показывать собственный пример: просто встать и помолиться, взять в руки книгу и почитать. И не придется ничего говорить.

Завершить размышления о празднословии хочется следующими словами апостола Иакова: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3: 2). Видите, какая взаимосвязь? Мы не можем обуздать тело, пока не обуздаем язык. И если хотим двигаться по ступенькам лествицы совершенства до небесных врат (см.: Быт. 28: 12), нужно начинать с борьбы с празднословием, учиться обуздывать свое слово.

Таким образом, в молитве преподобного Ефрема Сирина в четырех страстях от праздности до празднословия мы видим многочисленный спектр грехов и пороков, которые присущи каждому из нас. Далее в молитве перечисляются противоположные порокам добродетели, и мы их рассмотрим. И дай нам Бог не останавливаться только на уровне анализа молитвы святого Ефрема, но все наставления святых отцов воплощать в нашей жизни.

-5

Целомудрие

— Итак, в великопостной молитве прп. Ефрема Сирина после обращения к Богу об избавлении от праздности, уныния, любоначалия и празднословия идет просьба о даровании крайне важных для спасения добродетелей: целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.

Казалось бы, о добродетелях размышлять должно быть проще, но нет. Потому как пороки мы узнаем в себе, а вот добродетелей не находим. А как говорить о том, чего в тебе нет? Но нужно хотя бы очертить те цели, к которым мы, как христиане, призваны стремиться.

В начале своей жизни на Афоне старец Софроний (Сахаров) попросил одного пустынника рассказать ему о молитве. Увидев в его просьбе желание услышать о всемирной молитве, афонский подвижник ответил: «Будем говорить о том, что в пределах нашей меры; беседа о том, что выше нас, может вмениться в празднословие». Вот так же и мы по послушанию будем говорить о добродетелях в нашу меру, опираясь на Священное Писание и предание святых Церкви.

-6

Целомудрие — добродетель, которой страстно желает каждый христианин. Вот как об этой добродетели пишут святые отцы: «Целомудрие есть чистота души и тела»; «Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя Дух Божий; «Кто телесными трудами и потами ведет брань с этим соперником, тот подобен связавшему врага своего слабыми веревками; кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами; а кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждою, тот подобен убившему своего супостата и скрывшему его в песке. Под именем песка разумей смирение, потому что оно не произращает поля для страстей, но есть земля и пепел».

Сейчас у врага больше инструментов воздействовать на человека: компьютер, телефон, интернет. И многие православные христиане признаются, что не могут совладать с собой и не заглянуть куда не следует. Нередко всё начинается с чтения в интернете святых отцов или проповедей современных священников, а заканчивается непотребными картинками или, еще хуже, видео. Стоит нам лишь на мгновение прикоснуться ко греху, дух порока, как мы помним, остается. И неизвестно, сколько понадобится времени, чтобы очиститься от недруга, наследившего по всему сердцу.

Сложно предложить какой-то общий рецепт, как себя уберечь. Но иногда в кельях наших подвижников, например, у старца Николая Гурьянова, можно было встретить изображение Страшного Суда Божия.

Икона Второго Пришествия Христова и Страшного Суда Божия — одна из любимых келейных икон батюшки Николая
Икона Второго Пришествия Христова и Страшного Суда Божия — одна из любимых келейных икон батюшки Николая

А в одном из монастырей Святой Горы в архондарике (комнатке для гостей) висит большое изображение беса чревоугодия. Гость наверняка запомнит такой образ, и в какой-то момент этот образ может всплыть у человека в памяти и остановить от поедания печенек, например (улыбается).

Картина в архондарике монастыря Дохиар, Святая Гора Афон
Картина в архондарике монастыря Дохиар, Святая Гора Афон

Это, конечно, не универсальное средство, но вполне можно повесить над монитором подобное изображение Страшного Суда Божия, которое будет отрезвлять и приводить в чувство.

Целомудрие — слово, состоящее из двух корней: целый или целостный и мудрый. То есть целомудрие подразумевает всеобъемлющую мудрость. Мы можем говорить о многих элементах этой высокой добродетели, но снова встает вопрос: «А наша ли это мера?» Давайте начнем все-таки с фундамента, а не с верхних этажей.

Фундаментом целомудрия для христианина становится понимание, что даже в помыслах мы не смеем и не должны нарушать целомудрие. «Целомудрие же и чистота — это не внешняя только жизнь, но — сокровенный сердца человек (1 Пет. 3: 4), когда хранит себя чистым от скверных помыслов», — пишет в послании прп. Нил Сорский. Сам Господь сказал: …всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5: 28). И если православный христианин несдержан в этом вопросе, то о каком «целом мудрии» может идти речь?

К слову, святые отцы часто говорят, что нечистых помыслов никто не может избежать. В их житиях мы находим множество примеров, как подвижники долгие годы и даже десятилетия боролись с этим пороком. Здесь можно вспомнить пример преподобной Марии Египетской, которую даже в пустыне терзали блудные мысли. Преподобный Мартиниан, когда его соблазняла развратная женщина, проникшая в келью, встал на раскаленные угли. Вслух он повторял сам себе: «Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?» Этот поступок святого поразил блудницу. Она глубоко раскаялась и спросила у Мартиниана, как ей спастись. «Помощник и начало целомудрия есть безмолвие», — пишет прп. Иоанн Лествичник.

Нам нужно начинать вот с этого фундаментального этапа. И как важно следить за словами, держать в узде свой язык, точно так же нужно внимательно беречь и наши глаза, контролировать свой взгляд. Ведь идя по улице мимо витрин, обращая внимание на мужчин и женщин, можно очень легко потерять целомудрие. А если случайно глаза где-то проскочили, значит, надо отсекать страсть на уровне ума. Не соединяться с помыслом, не вступать в беседу, а сразу же отсекать, иначе легко впасть в большой грех.

Мы не можем до конца обезопасить себя, потому что живем в миру. Но можем стремиться беречь глаза, ум, сердце. Господь призвал нас к святости. И на литургии мы слышим призыв «Святая святым» и идем к Чаше. Но святы не те, кто так смело действует, а те, кто распяли плоть свою со страстьми и похотьми (ср.: Гал. 5: 24). Целомудрие — это врата святости. И если мы начнем с этого фундамента, начнем распинать свою плоть со страстьми и похотьми, то станем на путь нашего преображения.

В подтверждение сказанного приведем несколько наставлений-жемчужин из Евангелия, на которые святитель Лука (Войно-Ясенецкий) обращает особое внимание. Апостол Павел в своем послании говорит: Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога (1 Фес. 4: 3–5). И далее: Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фес. 4: 7).

Конечно, у человека праздного, который много ест, не желает работать, живет разгульно, занят развлечениями, нет шансов на целомудрие. Как бы он ни претендовал на мудрость житейскую... Только смирение, пост, напряженный труд, безмолвие, молитва — вот те средства, которыми можно бороться со страстью блуда и становиться на путь целомудрия и добродетели.

Продолжение следует…

ЧАСТЬ 1 >>>
ЧАСТЬ 2 >>>

-9

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU