Каким образом художник ведёт работу над композицией своего проекта, картина это, плакат или иллюстрация?
Все знают, что предварительная работа начинается с эскизов.
Самые первые наброски композиции называются на профессиональном языке форэскизами. Это как бы начальные заметки, наброски идеи. Казалось бы, какие правила могут существовать для таких деталей первоначального замысла. Тем не менее, все профессиональные рисовальщики, рисуя эти самые форэскизы, действуют похожим образом.
Вот как примерно это выглядит:
На самом первом этапе художник уже задумывается о композиции. Именно поэтому на чистом листе появляются эти прямоугольники, похожие на пустые кадры. Они определяют будущий формат, с которым предстоит работать. Располагая элементы рисунка внутри "кадра", автор распоряжается пространством будущей картины.
Почему нельзя просто рисовать на листочке альбома или блокнота? Зачем эти дополнительные рамочки и поля на рисунке?
А представьте, что вы сделали на таком листочке довольно удачный эскиз, где предметы и пропорции расположены неплохо, но один край листа оказался вдруг перегруженным. Хочется или сдвинуть все предметы в сторону, или добавить пространства в нужном месте. В случае обрезанного листочка у вас не получится добавить фона. А вот если вы располагаете элементы проекта в таком вот "кадре", как показано выше, рисуете форэскиз, вы спокойно можете добавить пространства справа, слева, сверху или снизу в процессе работы, просто воспользовавшись ластиком. На показанной зарисовке видно, где были передвинуты (или ещё будут передвинуты) границы композиции.
Давайте попробуем поработать над композицией вымышленного натюрморта. Придумаем сначала несколько простых предметов, в основе формы которых шар, цилиндр, параллелепипед и конус - простые геометрические формы.
И давайте составим из трех таких предметов две объемные композиции, одна из которых будет в горизонтально ориентированном формате листа, а другая - в вертикальном. Предметы, три штуки, в обоих случаях одинаковые. Заодно потренируемся сохранять их узнаваемые пропорции. Задача не слишком сложная, но всё-таки здесь придется соблюдать довольно много требований к правильному рисунку:
1) выполнить достаточно точное перспективное построение,
2) убедительно поставить объекты на одну и ту же предметную плоскость,
3) передать направленное освещение, выявить светотенью форму предметов.
А ещё избежать композиционных ошибок и постараться так расставить предметы, чтобы это выглядело естественно.
Обратите внимание, все иллюстрации в статьях выполнены в виде форэскизов.
Вот мои два варианта по нашему заданию, здесь также видны следы правки формата.
Попробуйте и вы.
Об основных правилах компоновки рисунка можно ещё почитать, например, здесь:
Задачка с придуманным натюрмортом потребует от вас довольно много знаний о перспективе, пропорциях, закономерности светотени (не забывайте о рефлексах!), штриховке и тоне.
Если вы хотите попрактиковаться в последовательно усложняющихся задачах по рисованию с освоением закономерностей объемного изображения форм, - приглашаю на свой удалённый курс. Задание этой статьи, и некоторых других, как раз принадлежат этому курсу. Подробности на моем сайте.
На сайте также есть систематизация статей этого канала по темам.