В программе «От первого лица» на Business FM Антон Балзовский побеседовал о рынке труда с Олесей Лавреновой, директором Hh Юг
По данным компании OpenAI, искусственный интеллект в скором времени может вдвое сократить сроки выполнения хотя бы 10% задач у большинства специалистов. У некоторых же профессий ускорены могут быть все 100% рабочих обязанностей, пишет портал BFM.ru. Так ли это и каковы сейчас основные тенденции на рынке труда — это мы обсудили в эфире Business FM с директором hh.ru Юг Олесей Лавреновой.
Олеся, здравствуйте.
Олеся Лавренова: Здравствуйте, Антон.
Начнём со страхов. Действительно ли вскоре на смену человеку во многих профессиях может прийти искусственный интеллект или это всё страхи людские надуманные?
Олеся Лавренова: Вы знаете, я сейчас себя чувствую, как в фильме «Терминатор», когда показывают флешбэк, и человек отвечает, что ничего ужасного не произойдёт, и что искусственный интеллект никогда не захватит планету, а потом все идет совсем по другому сценарию. На самом деле, если серьёзно, действительно, ряд специальностей будет в ближайшее время, на мой взгляд, заменён искусственным интеллектом. Это происходит уже сейчас. Вопрос в том, что есть мнение, что столько же рабочих мест, сколько искусственный интеллект поглотит, столько же он создаст. Изменится структура бизнеса, изменится структура работы как таковой, и ряд рутинных функций действительно не будет необходимости больше выполнять. Людям придётся делать что-то более сложное, придётся потрудиться, чтобы оставаться востребованным на рынке.
А какие основные профессии, в которые может действительно прийти искусственный интеллект?
Олеся Лавренова: Сейчас достаточно большая шумиха вокруг того, что искусственный интеллект, в первую очередь, придёт в кодинг, то есть, в разработку.
То есть получается, искусственный интеллект совсем скоро может заменить своих собственных создателей?
Олеся Лавренова: Да, совершенно, верно! Есть такое мнение, что, как минимум, часть работы программистов в ближайшее время начнёт выполнять искусственный интеллект. Некоторые работодатели по этому поводу немного злорадствуют, но в в течение какого времени это действительно произойдет никто не может сказать. Потому что есть ещё такой фактор - далеко не все работодатели и компании в одинаковой мере готовы и открыты к автоматизации, любой автоматизации. Есть компании, которые до сих пор не перешли на автоматизацию каких-то простых функций и решают задачи по старинке «на бумажке», «на коленке» и, кажется, что до них искусственный интеллект доберётся ещё не скоро. Поэтому сказать, что через неделю нас захватят роботы точно нельзя.
А как сейчас в целом обстоят дела на рынке труда? Ведь время очень неспокойное.
Олеся Лавренова: Последние годы мы очень пристально наблюдаем за динамикой рынка труда, за изменениями количества вакансий и резюме. Это для нас очень больная тема, потому что HeadHunter напрямую зависит от работодателей, от количества вакансий, которые размещаются. После 24 февраля мы видели существенный спад количества предложений - на 30% обвалилось количество вакансий. При этом пика соискательской активности не случилось. Есть ощущение, что работодатели устали от кризисов и стали в целом менее остро реагировать на всё, что происходит. А реакция соискателей на происходящее еще слабее. Поэтому, на текущий момент, мы оцениваем ситуацию на рынке труда как относительно стабильную.
У нас есть hh.индекс, который позволяет комплексно оценить состояние рынка труда. Он рассчитывается как количество резюме в пересчёте на одну вакансию. Сколько кандидатов претендуют на одно место, если говорить простыми словами. И если hh.индекс находится в диапазоне от нуля до 4, то это острый острый дефицит людей на рынке труда. Если от 5 до 6, то это нормальная конкуренция – рынок стабилен. Свыше 7 - рынок работодателя, соискателям будет сложно. Так вот, сейчас hh.индекс на уровне 4,8. Это нормальная, стабильная ситуация, нормальная конкуренция, но при этом так обстоят дела не во всех профессиональных сферах. В производстве у нас сейчас претендуют на одну вакансию, в среднем, два человека— это очень мало. Это значит, что работодатель испытывают колоссальный кадровый голод.
Насколько я знаю, у вас на прошлой неделе состоялась большая конференция «HR-эффект: бизнес люди, результат». О чём шла речь и что нового, быть может, лично вы почерпнули для себя?
Олеся Лавренова: Спасибо, что спросили. У нас получилось очень классное мероприятие — 250 человек гостей. Мы постарались сделать конференцию полезной с точки зрения контента и сосредоточились на том, как оценивать эффективность всего того, что делает HR. Потому что, бытует мнение, что HR - это что-то про необязательные задачи бизнеса, про корпоративы, психологию и т.д. А на самом деле HR служит эффективности бизнеса и всё, что делают кадровые специалисты, специалисты по персоналу, должно быть направлено на то, чтобы компания работала более эффективно, получала больше прибыли. Поэтому темы, раскрытые экспертами на мероприятии, были сосредоточены на этом. Кажется, что получилось здорово - мы судим по отзывам наших гостей.
Продолжим тему конференции. По-вашему, исходя из того, что вы услышали на конференции, что нужно, чтобы коллектив не выдыхался и добивался поставленной цели?
Олеся Лавренова: Первая важная мысль, которая оказалась не для всех работодателей очевидной — нужно, чтобы зарплата была в рынке. Это был ключевой вывод, который был сделан из многих выступлений. Что любые ухищрения работодателя могут не приводит к желаемому результату, если работодатель не готов предоставлять оплату труда в рынке. Она не обязательно должна быть выше средней, но она должна быть гигиеническим фактором, который обеспечивает нормальное состояние работникам, соответственно она должна находиться хотя бы на уровне средней по рынку.
Вернёмся к рынку труда: мне очень часто, последнее время, жалуются люди от 45 и старше, что стало очень тяжело найти работу. Вот с чем это связано? Есть ли действительно такая проблема сейчас, когда профессионалов не берут просто из-за того, что им нужно платить серьёзные деньги и проще взять молодого и обучить под себя?
Олеся Лавренова: Вы знаете, тут, пожалуй, из моего личного опыта подбора персонала будет несколько другое мнение. Действительно, есть некоторые сложности с поиском работы у людей старшего возраста, к которым мы относим людей 45+. И в основном, это связано со стереотипами большинства работодателей о том, что люди в возрасте 45+ хуже учатся, у них хуже получается усваивать новую информацию, перестраиваться, возникают проблемы с гибкостью, вариативностью и с подобными вещами. Это стереотип, который до сих пор существует на рынке труда. Я это признаю.
Но есть позитивные сдвиги в этом направлении. Во-первых, после 24 февраля работодатели стали испытывать такой существенный кадровый голод во многих профессиональных сферах, что мы наблюдаем небольшое, но тем не менее, статистически уже значимое увеличение количества приглашений соискателей в возрасте 45+. То есть, немножко чаще стали приглашать на собеседования кандидатов этого возрастного диапазона. У многих крупных компаний даже появились специальные программы внутри HR-брендинга, внутри HR-маркетинга, которые направлены на привлечение конкретно этой категории соискателей. Работодатели понимают, что это та категория соискателей, с которой нужно отдельно вести диалог. Поэтому кажется, что нас ожидают позитивные изменения в этом направлении.
А что нужно для того, чтобы быстро находить сотрудников, по вашему мнению?
Олеся Лавренова: Это комплексный вопрос, я постараюсь сейчас коротко, тезисно. Во-первых, нужно принять аксиому, что на рынке труда сейчас не профицит людей и что придётся постараться для того, чтобы привлекать соискателей. Нужно быть привлекательным работодателем для того, чтобы люди пришли. Во-вторых, нужно использовать максимальное количество источников для привлечения соискателей, расширять воронку поиска людей на входе. Чем больше лучше у вас выбор, тем больше вы можете перебирать, фильтровать и отсеивать.
Конечно, нужно продумать хорошо систему отбора людей, не загонять себя в какие-то искусственные рамки, чтобы в итоге найти лучших. Но и нужно предлагать людям самые лучшие условия - те условия, которые им интересны. Это не всегда высокая заработная плата, далеко не всегда! Я уже про это говорила ранее. Можно предложить зарплату в рынке, но изучить потребности той целевой аудитории соискателей, с которой вы работаете, понять, что конкретно этой аудитории важно. И постараться внутренние условия компании подстроить под потребности вашей аудитории, потому что HR – это, отчасти, маркетинг.
Кого сейчас, исходя из всего того, что вы сказали, ищет современный работодатель?
Олеся Лавренова: На самом деле, современный работодатель в большинстве случаев сейчас ищет людей, которые готовы быстро подстраиваться под текущие абсолютно сумасшедшие изменения и которые готовы проявлять лояльность и заинтересованность в том, чем занимается компания. Большинство работодателей хотят таких соискателей.
Текучка кадров нормальная вещь в современном мире или нет?
Олеся Лавренова: Вы знаете, уровень текучести по-разному оценивается для разных профессиональных сфер. Если в рознице, например, нормальная цифра годовой текучести может колебаться от 30 до 50%, то есть, у них за год столько людей меняется, то в IT-сфере, например, нормальный может считаться текучесть до 5% годовой. Поэтому текучесть — это в целом нормально. Если вы её ожидаете, если у вас получается быстро закрывать вакансии, которые у вас возникают. Потому что обновляться люди в компании должны. От этого организация развивается и растёт, и получает какие-то новые импульсы. Поэтому пожизненный найм, как в Японии, пожалуй, лучше оставить для Японии. Вопрос в том, насколько это наносит или не наносит урон компании. Если не наносит, то текучесть — это нормально.
Ходит миф, что в нашей стране и в Краснодаре, в частности, народ разделился на тех, кто таксует и тех, кто торгует. Так ли это и какие профессии сейчас особенно востребованы на рынке труда?
Олеся Лавренова: Если сильно упростить, то вы правы. Потому что большинство вакансий в Краснодарском крае размещаются в профессиональных сферах, которые вы обозначили. Это водители и всё, что связано с продажами. Продавцы, консультанты — это две профессии, которые входят в топ-4 постоянно в нашем регионе. Потребность в таких специалистах очень высока, но при этом, сохраняется очень высокая потребность в сотрудниках производства, в рабочем персонале, сотрудниках стройки. Медицина у нас в очень остром дефиците и ряд других отраслей.
Что бы вы посоветовали тем, кто сейчас ищет работу и не может найти, может быть, даже уже и отчаялся в чём-то?
Олеся Лавренова: Я бы посоветовала точно не отчаиваться, потому что, как я уже сказала рынок сейчас скорее клонится к дефициту. Поэтому, стоит держать в голове мысль, что у вас всегда есть запасной план - если будет совсем плохо и вы не сможете долгое время найти работу по специальности – есть все возможности для того, чтобы найти временную работу, чтобы продержаться, пока вы не найдёте место трудоустройства, которое устроит по всем параметрам. Найти работу по душе и которая вас полностью устраивает - это проблема, я соглашусь. Найти просто работу, чтобы зарабатывать какие-то деньги сейчас в России скорее менее проблематично, чем где-то в другом месте.
А для того, чтобы найти работу по душе, я бы рекомендовала подойти к этому как к проекту: обозначить компании, в которых было бы интересно работать, продумать те факторы, которые вы будете оценивать при поиске мест работы, расставить приоритеты в том, что для вас важно. Например, вы понимаете, что готовы будете снизить свои зарплатные ожидания, если работа будет более интересной или менее насыщенной, или она будет рядом с домом, или от вас будет требоваться меньше усилий. Или вы понимаете, что у вас есть какие-то определённые зарплатные ожидания и вы не готовы ими поступиться, и скорее даже готовы делать что-то менее вам интересное и скучное, лишь бы зарабатывать больше, в общем, расставить приоритеты. К любым собеседованиям стоит готовиться. Ваше резюме должно быть написано грамотно. Ну и в целом, если относиться к поиску работы как к проекту становится намного проще и понятнее, что и в каком порядке делать.
Ну и ваше пожелание работодателям и руководителям компании.
Олеся Лавренова: Помните, что бизнес делается людьми и для людей, и тогда будет проще подстраивать свою кадровую политику под текущие условия.
Олеся Лавренова: Большое спасибо, что пришли из-за интересный разговор.
Спасибо, Антон, за встречу. мне тоже было очень интересно, зовите ещё!