Найти тему
Логопед дает совет

Куда деваться Монтессори и др., если вышла новая программа ДОУ

Оглавление

Только для работников ДОУ

Нам довелось жить во времена больших перемен. Это касается и образования.

В декабре 2022 года Минпросвещения приняло новую федеральную образовательную программу дошкольного образования, и это вызвало большой всплеск обсуждений. В Дзене было особенно много негатива.

Обсуждать программу взялись все. Даже не специалисты. Кто-то боялся, что из детского сада совсем уйдет игра. Кто-то переживал, что навсегда уйдут программы, подобные Монтессори. Прошло немного времени и есть возможность понять, что изменилось и что нас ждет.

Как было раньше

Действовала Примерная образовательная программа дошкольного образования. Она давала целевые ориентиры, к которым мы должны были подвести или не подвести воспитанника подготовительной к школе группе.

На основе этой программы, как грибы после летнего дождя, появились комплексные программы.

На фото из Яндекса группа Монтессори
На фото из Яндекса группа Монтессори

В навигаторе образовательных программ их много: «Детский сад по системе Монтессори», «Истоки», «Золотой ключик», «Мозаика», «От рождения до школы» и еще штук пятнадцать.

Фото комплексных программ
Фото комплексных программ
Детские сады их выбирали, почти самостоятельно, в зависимости ширины кармана и предпочтений учредителя, писали на их основе свои образовательные программы с учетом особенностей ДОУ и работали.

С 1 сентября 2023 года главенство комплексных программ переходит к Федеральной образовательной программе. На ее основе детские сады напишут свою программу и будут работать по ней.

Цели создания единой федеральной образовательной программы (ФОП)

  1. Создание единого федерального образовательного пространства для воспитания и развития дошкольников.
  2. Обеспечить равные и качественные образовательные возможности всем дошкольникам России.
  3. Обеспечить преемственность между детским садом и школой.
  4. Возврат к традиционным для нашей страны ценностям и защита детей от влияния субкультур и чуждых влияний.
  5. Войти в десятку лучших стран мира в области образования.

Что будет с комплексными программами

Комплексные программы - это не только прописанные цели, задачи, целевые ориентиры и способы их реализации. Это еще и Учебно-методические комплексы (УМК). Например, у системы Монтессори - это богатый ассортимент игр,пособий, игрушек, способствующих сенсорному развитию, свободной дисциплине и саморазвитию ребенка.

Выбрасывать и заменять их другими не придется. УМК комплексных программ никуда из детских садов не уйдут. Они останутся в программе в части формируемой участниками образовательного процесса и продолжат использоваться в разумном сочетании с обязательной программой, подчинятся ее требованиям.

Другими словами все комплексные программы используемые детскими садами ранее, уйдут в вариативную часть.

Важные различия примерной образовательной программы (ПООП) и новой федеральной (ФОП)

  1. ПООП носит рекомендательный характер, а ФОП закреплена законодательно и равна по своему статусу ФГОС.
  2. В ПООП были прописано создание благоприятных условий для развития детей, в ФОП - стоят конкретные задачи: разностороннее развитие ребенка. Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно творческих способностей.
  3. В отличие от ПООП в ФОП входит программа воспитания и коррекционно-развивающая работа.
  4. В ПООП прописаны целевые ориентиры, которые были не обязательными. В ФОП - планируемые результаты освоения программы по возрастам и раздел «Диагностика». Следовательно, появилась ответственность за результат освоения программы.
Так уже не будет;) но возможно, мы увидим как...
Так уже не будет;) но возможно, мы увидим как...

5. В ФОП появился младенческий возраст воспитанников. Теоретически в будущем, когда появятся в детских садах такие условия, с 6 месяцев можно будет отдать ребенка в детский сад.

6. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» трудовое воспитание вписано золотыми буквами.

По прежнему педагог имеет право выбора технологий, способов и методов реализации ФОП, что регламентировано ст.28 ФЗ № 283 от 29.12.2012 г. “Об образовании в Российской Федерации”.

Программа возвращает нас к базовым ценностям российского народа

  • жизнь, достоинство, права и свободы человека;
  • патриотизм и гражданственность;
  • высокие нравственные идеалы;
  • крепкая семья;
  • созидательный труд;
  • приоритет духовного над материальным
  • гуманизм, милосердие, справедливость
  • коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение
  • историческая память и преемственность поколений
  • единство народов России
  • создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей.

Что будет с игрой

Игра - это ведущая деятельность всех периодов дошкольного детства. От нее никто не собирается отказываться. В программе прописана свободная деятельность в утреннее время и после полуденного сна. В это время дети сами выбирают, чем заняться. Для этого в группах устроены зоны для игр, творчества, чтения, экспериментов, уединения. Остаются и игры на прогулке.

-5

В то же время, любая другая деятельность в детском саду проводится через игровые, поисковые, проблемные технологии. Так что дети не перестанут играть.

Устои, традиции и ритуалы

Большое место в программе уделяется воспитанию дошкольников.

Основные инструменты:

  • уклад
  • общности
  • среда
  • события

Уклад - установившийся порядок ДОУ, определяющий мировосприятие, гармонизацию интересов совместной деятельности детской, взрослой, детско-взрослой общности в пространстве детского сада.

К укладу относятся особые для каждого ДОУ:

  • цель и миссия
  • символика
  • традиции и ритуалы
  • ключевые правила
  • этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности

На мой взгляд, ФОП очень даже не плоха. Главное -разобраться в ее основах. Лично я, в нашем ДОУ, отвечаю за создание коррекционно-развивающего раздела (КРР) образовательной программы. По всей вероятности на мне и адаптированные программы для разных групп детей с ОВЗ.

Пишите в комментариях, если интересно узнать про КРР. Будем разбираться вместе.

Главный минус ФОП и ФАОП я описала здесь: