Только для работников ДОУ
Нам довелось жить во времена больших перемен. Это касается и образования.
В декабре 2022 года Минпросвещения приняло новую федеральную образовательную программу дошкольного образования, и это вызвало большой всплеск обсуждений. В Дзене было особенно много негатива.
Обсуждать программу взялись все. Даже не специалисты. Кто-то боялся, что из детского сада совсем уйдет игра. Кто-то переживал, что навсегда уйдут программы, подобные Монтессори. Прошло немного времени и есть возможность понять, что изменилось и что нас ждет.
Как было раньше
Действовала Примерная образовательная программа дошкольного образования. Она давала целевые ориентиры, к которым мы должны были подвести или не подвести воспитанника подготовительной к школе группе.
На основе этой программы, как грибы после летнего дождя, появились комплексные программы.
В навигаторе образовательных программ их много: «Детский сад по системе Монтессори», «Истоки», «Золотой ключик», «Мозаика», «От рождения до школы» и еще штук пятнадцать.
Детские сады их выбирали, почти самостоятельно, в зависимости ширины кармана и предпочтений учредителя, писали на их основе свои образовательные программы с учетом особенностей ДОУ и работали.
С 1 сентября 2023 года главенство комплексных программ переходит к Федеральной образовательной программе. На ее основе детские сады напишут свою программу и будут работать по ней.
Цели создания единой федеральной образовательной программы (ФОП)
- Создание единого федерального образовательного пространства для воспитания и развития дошкольников.
- Обеспечить равные и качественные образовательные возможности всем дошкольникам России.
- Обеспечить преемственность между детским садом и школой.
- Возврат к традиционным для нашей страны ценностям и защита детей от влияния субкультур и чуждых влияний.
- Войти в десятку лучших стран мира в области образования.
Что будет с комплексными программами
Комплексные программы - это не только прописанные цели, задачи, целевые ориентиры и способы их реализации. Это еще и Учебно-методические комплексы (УМК). Например, у системы Монтессори - это богатый ассортимент игр,пособий, игрушек, способствующих сенсорному развитию, свободной дисциплине и саморазвитию ребенка.
Выбрасывать и заменять их другими не придется. УМК комплексных программ никуда из детских садов не уйдут. Они останутся в программе в части формируемой участниками образовательного процесса и продолжат использоваться в разумном сочетании с обязательной программой, подчинятся ее требованиям.
Другими словами все комплексные программы используемые детскими садами ранее, уйдут в вариативную часть.
Важные различия примерной образовательной программы (ПООП) и новой федеральной (ФОП)
- ПООП носит рекомендательный характер, а ФОП закреплена законодательно и равна по своему статусу ФГОС.
- В ПООП были прописано создание благоприятных условий для развития детей, в ФОП - стоят конкретные задачи: разностороннее развитие ребенка. Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно творческих способностей.
- В отличие от ПООП в ФОП входит программа воспитания и коррекционно-развивающая работа.
- В ПООП прописаны целевые ориентиры, которые были не обязательными. В ФОП - планируемые результаты освоения программы по возрастам и раздел «Диагностика». Следовательно, появилась ответственность за результат освоения программы.
5. В ФОП появился младенческий возраст воспитанников. Теоретически в будущем, когда появятся в детских садах такие условия, с 6 месяцев можно будет отдать ребенка в детский сад.
6. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» трудовое воспитание вписано золотыми буквами.
По прежнему педагог имеет право выбора технологий, способов и методов реализации ФОП, что регламентировано ст.28 ФЗ № 283 от 29.12.2012 г. “Об образовании в Российской Федерации”.
Программа возвращает нас к базовым ценностям российского народа
- жизнь, достоинство, права и свободы человека;
- патриотизм и гражданственность;
- высокие нравственные идеалы;
- крепкая семья;
- созидательный труд;
- приоритет духовного над материальным
- гуманизм, милосердие, справедливость
- коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение
- историческая память и преемственность поколений
- единство народов России
- создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей.
Что будет с игрой
Игра - это ведущая деятельность всех периодов дошкольного детства. От нее никто не собирается отказываться. В программе прописана свободная деятельность в утреннее время и после полуденного сна. В это время дети сами выбирают, чем заняться. Для этого в группах устроены зоны для игр, творчества, чтения, экспериментов, уединения. Остаются и игры на прогулке.
В то же время, любая другая деятельность в детском саду проводится через игровые, поисковые, проблемные технологии. Так что дети не перестанут играть.
Устои, традиции и ритуалы
Большое место в программе уделяется воспитанию дошкольников.
Основные инструменты:
- уклад
- общности
- среда
- события
Уклад - установившийся порядок ДОУ, определяющий мировосприятие, гармонизацию интересов совместной деятельности детской, взрослой, детско-взрослой общности в пространстве детского сада.
К укладу относятся особые для каждого ДОУ:
- цель и миссия
- символика
- традиции и ритуалы
- ключевые правила
- этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности
На мой взгляд, ФОП очень даже не плоха. Главное -разобраться в ее основах. Лично я, в нашем ДОУ, отвечаю за создание коррекционно-развивающего раздела (КРР) образовательной программы. По всей вероятности на мне и адаптированные программы для разных групп детей с ОВЗ.
Пишите в комментариях, если интересно узнать про КРР. Будем разбираться вместе.
Главный минус ФОП и ФАОП я описала здесь: