Из Выбье путь мой лежал к лютеранской церкви Андрея Первозванного, что в деревне Большое Куземкино. Это совсем недалеко, всего в дюжине километров.
Лютеранская кирха в Большом Куземкино
Где: деревня Большое Куземкино, Кингисеппский район, Ленинградская область
Как добраться: на машине, любым предложенным навигатором способом. Если ехать со стороны Усть-Луги, церковь будет по левую руку.
Приход в Большом Куземкино, тогда это поселение называлось мыза Kosemkina, был создан в 1640 году. Первую деревянную церковь построили в 1732 году. Каменная церковь в готическом стиле была возведена в 1877-1879 гг. В XIX веке кирха выглядела так:
На мой взгляд, эта церковь интереснее церкви в Петрово, хоть и сохранилась хуже.
Судьба Андреевской церкви мало чем отличается от судеб лютеранских, православных церквей и других культовых сооружений на территории Советского Союза: в 1936 году закрыта, в 1938 году отдана под клуб, с 1941 по 1944 действовала, в 1944 - снова клуб. В 1990 году возвращена верующим, частично восстановлена. Сегодня действует. Два раза в месяц по воскресеньям проходят службы.
Если церковь в Петрово хороша в анфас, а стены и алтарная часть - это просто гладкая кладка, то кирха Святого Андрея хороша со всех сторон. Жаль, конечно, что шпиля так и нет и что окна заколочены. Но, надеюсь, со временем и этот храм приведут в порядок. Он этого однозначно заслуживает.
Алтарная часть:
Стены:
Фасад:
Я была здесь в субботу, поэтому внутрь войти не удалось. Добросердечные пасторы, к сожалению, дежурят не в каждой церкви.
Мыза Kosemkina с середины XIX века принадлежала потомственным купцам Байковым. Усадьба была богатая и процветающая. В залоговом документе 1891 года о ней сказано так:
"Усадьба старинная, 2,5 дес. на левом берегу реки Луги заняты домом, в котором чайная и мелочная лавка, на правом берегу постройки, дворы, фруктовый сад, ягодник, огороды. Среди построек также указаны дом деревянный двухэтажный, дом для служащих, амбары, флигеля, бани, конюшни, каретник, дом лесника, постоялый двор. При усадьбе работали кирпичный и лесопильный заводы." Н.В. Мурашова, Л.П. Мыслина "Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район".
Вот такие кирпичи с клеймом Байковых изготавливали на кирпичном заводе в Большом Куземкино:
Часть своих земель, в том числе тех, где стоит Андреевская церковь, Байковы сдавали в аренду эстонцам. Во многом благодаря их средствам, а также средствам прихожан-финнов была построена каменная Андреевская церковь. В том же залоговом документе 1891 года дан такой отзыв о них:
" Балтийские провинции - добрый пример для подражания. Они дают массу трудолюбивых поселенцев-арендаторов". Н.В. Мурашова, Л.П. Мыслина "Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район".
Так выглядела жительница Большого Куземкино в начале ХХ века:
Купцы Байковы были потомками лейб-кучера императора Александра I Ильи Ивановича Байкова (1768 - 1838 гг.).
Илья Байков сначала был крепостным у помещика Дмитрия Александровича Лукина, вместе с ним перебрался из провинции в Петербург. Там барин отпустил его, и Байков волею судьбы оказался на придворной конюшне кучером для разъездов Александра I. Он пользовался расположением императора, сопровождал его во всех поездках по России и за границу. Это он привез тело Александра I из Таганрога в Москву. Он правил парадным катафалком, с телом императора, хотя не должен был этого делать. Кучеру с бородой не полагалось править парадным экипажем. После смерти Александра I был кучером у Александры Федоровны. В конце жизни был отправлен на пенсию по старости с годовым содержанием в 1000 рублей.
Байков обладал большой физической силой: мог осадить на задние ноги четверку лошадей на полном скаку. Благодаря своей близости к императору, "решал вопросы" и помог многим людям, за что его называли в Петербурге "добрым человеком".
Оставляя позади бывшую усадьбу потомков "доброго человека" Ильи Байкова, я двинулась дальше левым берегом Луги. Вообще-то целью моей была деревня Кёрстово, но о ней я расскажу в следующей статье, так как всего в нескольких километрах от Большого Кузёмкино меня поджидала совершенно изумительная находка.
Руины ветряной мельницы в деревне Первое мая (бывшей усадьбе Корфов "Сала")
Где: деревня Первое Мая, Кингисеппский район, Ленинградская область
Как добраться: на машине, любым предложенным навигатором способом. Если ехать со стороны Усть-Луги, мельница будет по левую руку.
Проехав знак, сообщающий, что я нахожусь в населенном пункте с очень советским названием Первое мая, я увидела с левой стороны странное, явно старинное сооружение, по форме напоминающее глиняный кувшин. Разумеется, я свернула с дороги, чтобы рассмотреть его поближе.
Рядом с "кувшином" уже была припаркована машина, а сам "кувшин" энергично фотографировали две женщины. Я поинтересовалась у них, что это такое, и предположила, что они, как и я, увидели это случайно и не смогли проехать мимо. Они мне авторитетно ответили, что это старинная водонапорная башня, и они знали, что она тут стоит, и специально ради нее сюда приехали. "Ну ок, - подумала я, - башня так башня, хотя какая-то странная. Потом разберемся", - отправилась тоже ее поснимать, тем более погода для съемки была просто великолепная.
Сооружение давно заброшено, но весьма умеренно загажено. Ничего, что указывало бы неподготовленному посетителю на его истинное назначение, не сохранилось. В стенах множество различных отверстий. Большинство из них явно имели некое технологическое нзначение.
Внутри кладка кирпичная, снаружи - известняк. Кирпич скорее всего произведен на кирпичном заводе братьев Байковых.
Крыша, если она когда и была, ныне отсутствует.
В общем, к этой конструкции у меня накопились вопросы. Уже дома я подняла источники, и выяснилось, что несмотря на уверенных в собственной правоте путешествующих дам, и даже несмотря на Яндекс.карты, где странный "кувшин" тоже почему-то называется водонапорной башней, все не так однозначно. Как говорится в старом еврейском анекдоте: не Кац, а Рабинович, не в лотерею, а в карты, не миллион, а сто рублей. И не выиграл, а проиграл. Так непонятная конструкция оказалась не водяной, а ветряной, и не башней, а мельницей. Вот примерно такой она была в свои лучшие годы:
Все деревянные элементы мельницы утрачены. А небольшие квадратные отверстия снаружи и внутри - это места, где крепились балки и перекрытия. Значит, у этой мельницы было несколько этажей. Неплохо сохранился портал с противоположной от дороги стороны мельницы.
Очень интересная и атмосферная руина. Будете в тех краях - рекомендую заехать и посмотреть. В хорошую погоду выглядит просто потрясающе!
Немного напоминает башню средневекового замка.
Деревня Первое мая до второй половины XIX века принадлежала представителям старинного дворянского рода Корфов. На этих землях стояли усадьбы Корфов Старая Сала и Анненгоф. От самих усадеб до наших дней почти ничего не сохранилось, кроме нескольких сильно руинированных хозяйственных построек, которые используются местными жителями. На кладбище осталась разграбленная фамильная усыпальница Корфов, в стены которой вмурованы погребальные плиты с именами покоящихся здесь членов семейства Корфов.
Вот как вспоминал о посещении этой усыпальницы последний владелец усадьбы Старая Сала Павел Павлович Корф:
"Мой дядя водил меня к родовому склепу. Распахивались тяжелые железные ворота и передо мной представало необыкновенно мрачное зрелище. В полутемном пространстве рядами, друг за другом стояли многочисленные гробы. Ближе к входу стоял обитый голубым бархатом гроб моего отца. За ним гроб моего деда, генерал-адьютанта Александра II. Гроб был обтянут желтым бархатом и имел позолоченный гриф. В изголовье было маленькое стеклянное оконце, чтобы можно было видеть набальзамированный труп. Рядом стоял гроб его жены, моей бабушки Анны". Н.В. Мурашова, Л.П. Мыслина "Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район".
Сегодня увидеть то, что описывает П.П. Корф, невозможно. Я сама к усыпальнице не ходила. Но думаю, что для любителей подобных достопримечательностей, а такие тоже есть, посетить ее было бы интересно.
Павел Павлович Корф после революции 1917 году эмигрировал из России. Незадолго до отъезда, в Крыму вместе с вдовствующей императрицей Марией Федоровной (вдовой Александра III), отцом Анны Вырубовой сенатором Танеевым и другими он создал группу для освобождения царской семьи, которая тогда находилась под охраной в Царском Селе. В Ялте тогда распространяли листовки с призывом "Вперед за царя и Святую Русь". Как мы теперь знаем, их попытка не увенчалась успехом.
Тем врменем день неумолимо клонился к вечеру, впереди меня ждала деревня Керстово, где несмотря на загробное название (слово "кёрста" значит "могила") сохранились вовсе не мрачная церковь и уж совсем не мрачный советский ДК. Оставив позади земли Корфов, я продолжила путь.
Продолжение следует.
При написании статьи были использованы материалы:
1. Н.В. Мурашова, Л.П. Мыслина "Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район". Информационный центр "Выбор", Санкт-Петербург, 2003.
Друзья, если вы дочитали этот текст до конца, поставьте лайк, и мне будет очень приятно, и его прочитает больше людей!
Оставляйте комментарии - я их все читаю и постараюсь ответить каждому.
Если статья вам понравилась, подпишитесь на канал, чтобы всегда быть в курсе новых публикаций 😊🍀💜
Всем здоровья и интересных путешествий!
#ленинградскаяобласть #кингисеппскийрайон #путешествияпороссии #путешествиянамашине #лютеранскаякирха #большоекуземкино #первоемая #стараямельница #путевыезаметки #отпитерадо