28 апреля 1998 года на ВАЗе начато производство машин с собственным дизельным двигателем. Дизельный мотор ВАЗ-341 очень долго шел к конвейеру. Прошел испытания еще в 1984-м, но заводу надо было запускать «восьмерку», и сил и средств на принципиально новый мотор уже не хватило. Несмотря на то, что двигатель был конвертирован из полуторалитрового бензинового ВАЗ-2103, конструктивно и технологически это был совсем иной агрегат, не очень удобный заводу в непростые 1990-е… Благодаря энергии отца вазовского дизеля, Леонида Николаевича Новикова, машина все-таки состоялась. Моторы собирали на мощностях Барнаултрансмаша, привозили в Тольятти и устанавливали на четверки, получившие индекс ВАЗ-21045. Такой автомобиль был у нашего ведущего радио «Автодор» Антона Чуйкина. И несмотря на малую мощность (53 силы), проблемы с запчастями и надежностью, он до сих пор вспоминает его с теплотой. Вазовский дизель дал жизнь, помимо машин, компактным дизель-генераторам; работая над ним, приобрели богатый опыт