1K подписчиков

25 лет с начала выпуска дизельных «Жигулей»

227 прочитали

28 апреля 1998 года на ВАЗе начато производство машин с собственным дизельным двигателем. Дизельный мотор ВАЗ-341 очень долго шел к конвейеру. Прошел испытания еще в 1984-м, но заводу надо было запускать «восьмерку», и сил и средств на принципиально новый мотор уже не хватило.

Двигатель ВАЗ-341 в разрезе
Двигатель ВАЗ-341 в разрезе

Несмотря на то, что двигатель был конвертирован из полуторалитрового бензинового ВАЗ-2103, конструктивно и технологически это был совсем иной агрегат, не очень удобный заводу в непростые 1990-е…

Благодаря энергии отца вазовского дизеля, Леонида Николаевича Новикова, машина все-таки состоялась. Моторы собирали на мощностях Барнаултрансмаша, привозили в Тольятти и устанавливали на четверки, получившие индекс ВАЗ-21045.

Источник: Sidik iz PTU, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Источник: Sidik iz PTU, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Такой автомобиль был у нашего ведущего радио «Автодор» Антона Чуйкина. И несмотря на малую мощность (53 силы), проблемы с запчастями и надежностью, он до сих пор вспоминает его с теплотой.

Вазовский дизель дал жизнь, помимо машин, компактным дизель-генераторам; работая над ним, приобрели богатый опыт конструкторы, технологи, испытатели. И главное, легковые дизели уже не выглядят в России такой экзотикой, как 25 лет назад. Отчасти и в этом заслуга мотора ВАЗ-341 – пусть маломощного, мелкосерийного, но первого отечественного легкового дизеля.