Найти в Дзене

От чего умирали древние крымчане?

Несчастный был человек. Или счастливый – это как посмотреть. Что за беда с ним стряслась и в каком бою – а может, в самой, что ни есть бытовой драке – мы никогда не узнаем. Но он должен был умереть: если не от тяжелейших травм, то от заражения крови. Однако выжил. И, может быть, даже выбирался за порог дома, опираясь на свой посох с серебряной оковкой. Повезло человеку, попал он в руки не просто к хорошему врачу – к гению медицины. И жил тот гений две с лишним тысячи лет тому назад. Этот склеп у древнего городища Усть-Альма в Бахчисарайском районе, видимо, был семейным. Первой там обосновалась дама, захороненная по элитному обряду: на груде древесного угля, застеленного камышом, в деревянной колоде, в богатом наряде с золотыми бляшками. А потом в склеп «вселили» мужчину – по тем временам пожилого, лет за пятьдесят. При нем вообще ничего не было – ни богатых украшений, ни сосудов с погребальной едой и питьем, только светильник и истлевший деревянный посох, некогда украшенный серебром. Н

Несчастный был человек. Или счастливый – это как посмотреть. Что за беда с ним стряслась и в каком бою – а может, в самой, что ни есть бытовой драке – мы никогда не узнаем. Но он должен был умереть: если не от тяжелейших травм, то от заражения крови. Однако выжил. И, может быть, даже выбирался за порог дома, опираясь на свой посох с серебряной оковкой. Повезло человеку, попал он в руки не просто к хорошему врачу – к гению медицины. И жил тот гений две с лишним тысячи лет тому назад.

Этот склеп у древнего городища Усть-Альма в Бахчисарайском районе, видимо, был семейным. Первой там обосновалась дама, захороненная по элитному обряду: на груде древесного угля, застеленного камышом, в деревянной колоде, в богатом наряде с золотыми бляшками. А потом в склеп «вселили» мужчину – по тем временам пожилого, лет за пятьдесят. При нем вообще ничего не было – ни богатых украшений, ни сосудов с погребальной едой и питьем, только светильник и истлевший деревянный посох, некогда украшенный серебром.

Но куда больше археологов удивили сами останки. На позвоночнике человека для того времени более чем зрелых лет «читались» следы двойного компрессионного перелома. Получить такой можно, прыгнув с большой высоты и приземлившись на ноги. Заживление (а оно произошло) возможно только при длительном и тщательном уходе. Вспомним, что в те далекие времена милосердие к увечным отнюдь не процветало. Значит, человек этот был важен и достаточно влиятелен, даже прикованный к постели. Его кормили, выносили горшки, обмывали, берегли от пролежней. Пальцы одной из рук у него тоже были сломаны, а фрагмент черепа – снесен.

«Наблюдалось полное отделение сегмента черепной крышки, – вспоминает Юрий Зайцев, директор Историко-археологического заповедника «Неаполь Скифский». – Мне тогда показалось, что этот кусок просто неправильно приставили, но он прирос, хотя с одной стороны оставалась щель. Однако позже специалист - палеопатолог Денис Пономарев сказал, что это – следы остановленного некроза, отмирания кости. И озвучил свою версию: человеку пробили голову, ударили так, что кусочек черепа, отделившись, «ушел» вниз. Но врач смог его извлечь и, удалив мелкие осколки, приставить на место».

Операцию можно назвать вершиной медицины того времени, а хирурга – профессионалом высочайшего класса. Трудно сказать, приехал ли этот врач в Крым или был местным, а может, и вовсе никогда не ступал на землю Тавриды. Усть-Альма была прибрежным селением, куда приходили корабли из разных стран – возможно, на одном из них и прибыл необычный пациент, которого чудом спасли от смерти. Но его кости сохранили память о враче-виртуозе, жившем за тысячелетия до нас.

«Говорящий» череп

В музее Медакадемии можно увидеть коллекцию древних черепов из Крыма, собранную Виктором Бобиным, первым заведующим кафедрой нормальной анатомии вуза. Часть собрания, к сожалению, пропала во время войны, другая – осела за пределами полуострова. Но среди уцелевших экспонатов сохранился череп античных времен с трепанационным отверстием. Известно, что древние греки практиковали такую операцию для снижения внутричерепного давления, закрывая затем отверстия пластинками из бронзы или кости животного. Значит, и в Крым попадали лекари, которые умели делать эту непростую операцию.

Зубы, рассказывает Василий Пикалюк, тоже открывают прошлое человека. Так, характерные полоски на эмали ученые связывают с периодами нехватки пищи, бугорки на поверхности зуба поведают о рационе: была ли еда сырая, почти без тепловой обработки или хорошо приготовленная. По зубам и прикусу можно сказать, ел человек больше мяса или чаще довольствовался растительной пищей.

-2

Благодаря радиоуглеродному анализу по костям исследователи устанавливают, когда жил человек, с помощью рентгена узнают об их структуре.

«Можем определить, как шло развитие человека, сделать выводы о том, как он питался, была ли его пища полноценной, или в ней не хватало каких-то необходимых элементов, голодал ли, были ли в его жизни этапы длительной вынужденной неподвижности, – перечисляет Василий Пикалюк. – На рентгене видны ростовые зоны – места, которые «закрываются» костью в определенном возрасте. Если мы имеем дело с останками человека, жившего тысячелетия назад, необходимо учесть: тогда эти ростовые зоны закрывались несколько позже, чем у наших современников, хотя продолжительность жизни в то время была меньше».

Нередко ученые устанавливают даже точную причину смерти – если кости «говорят» о наличии некоторых химических соединений, которые не должны содержаться в организме в таком количестве. И вот вам, к примеру, неожиданно умерший древний вождь, ставший жертвой то ли неправильного лечения, то ли отравленный «благодарными» подданными. В костях навсегда остаются тяжелые металлы, и безымянный костяк, найденный в Крыму при раскопках построек римского гарнизона, поведает, бывал ли его владелец в сердце метрополии. Как известно, водопровод из свинца, которым так гордились римляне, делал воду опасной, присутствие этого тяжелого металла «аукалось» целым спектром хворей.

-3

Занесите скелет человека в лабораторию, оборудованную по последнему слову науки – и получите подробное описание его жизни. Ну, разве что без таблички с именем.

Фрагмент статьи из Крымского научно-популярного журнала "Полуостров сокровищ", выпуск №28.

Читайте также: Короткая жизнь "пещерных" жителей Крыма