Найти тему

Сказкотерапия - новый метод воспитания детей

Оглавление

Сказкотерапия становится все популярнее среди методов воздействия на юное поколение. Сказка поможет побороть застенчивость и капризы ребенка. Ведь читая сказку, он научится отличать плохое от хорошего, учится сопереживать и стремиться к справедливости.

Испокон веков среди наших родителей бытует мнение: без ремня ребенка не воспитать. Такие «солдатские» методы стали действительно популярными, и даже сегодня, в интеллектуально развитом обществе, распространены среди многих родителей. Зато за рубежом уже много лет пропагандируют воспитание детей без применении физического или морального давления. Сейчас это веяние становится популярным и среди наших родителей.

Сказка – язык, который понимает ребенок

Сказкотерапия – это, говоря «по-научному» попытка объективизировать проблемные ситуации, или по-другому – это воспитание в доброй сказочной атмосфере, где мечты становятся реальностью, где царит предчувствие чуда, торжества справедливости и доброты мира. Это помогает ребенку бороться со страхами, а главное – придает малышу чувство уверенности и защищенности.

Из всех наработок педагогики едва ли не самым интересным методом воспитания ребенка можно назвать сказкотерапию. Когда воспитатель показывает ребенку связь между сценарием сказки и поведением людей в реальной жизни, ребенок, беря пример с любимых героев, отождествляет себя с ними и, наконец, делает вывод, как правильно поступать.

-2

Сказке все возрасты покорны

Наибольшим преимуществом сказки является то, что она не имеет возрастных ограничений. Доказано, что читать сказки необходимо, даже когда младенец находится еще в утробе матери.

Педагоги считают, что сказки положительно действуют на ребенка в любом возрасте. Единственное, их надо подстраивать под детский уровень развития, то есть если ребенок маленький, сюжет не должен быть слишком сложным. В старшем возрасте сказки становятся притчами, которые также имеют жизненные линии, которые учат морали. Детское самосознание не сформировано полностью до 12-14 лет, до этого ребенок не знает, как правильно поступать, поэтому необходимо подсказывать и делать это аккуратно, чтобы не вызвать сопротивления.

Сказка – необходимый инструмент для воспитания ребенка. Она не просто развивает фантазию, мышление, а воспроизводит модели жизни – сценарии, из которых ребенок может перенимать формы поведения, различать, что хорошо, а что плохо. Сказки можно просто читать – это как объяснять на языке, понятном ребенку, как поступать в той или иной ситуации. Поэтому малыши так любят фольклор.

-3

Другой способ общения со сказкой несколько сложнее, его и называют «сказкотерапией» – это когда у ребенка уже есть определенная психологическая проблема. Обычно это отсутствие социального опыта. Фольклор помогает вылечить душу, формировать сознание и самосознание, ведь маленький ребенок еще даже не знает, как нужно думать.

Часто родители не понимают, как помочь ребенку, считают, что сочинять сказки с такой целью трудно. Однако есть специалисты, психологи-практики, школьные психологи, если к ним обратиться, они помогут, посоветуют, как заниматься с малышом, как составлять поучительные сказки.

Наверное, многие родители не поверят, что таким либеральным методом, как сказкотерапия, можно воспитывать детей. Однако это возможно, хотя и требует усилий, трат времени. Однако это идеальный вариант сформировать малыша гармоничным, научить его самостоятельно принимать решения. Имея такую моральную подготовку, ребенок будет легче приживаться в социуме, в детском саду и школе. Вспомните, что многие всемирно известные сказочники написали свои шедевры сначала для своих родных детей.

-4

Физкультура со сказкой

Заставить непоседливых детей выполнять что-то запланированное довольно трудно. Едва ли не самая трудная проблема – научить их делать утреннюю зарядку. Наконец, многие родители насчет этого особенно не беспокоятся. Поэтому вся тяжесть физического воспитания обычно ложится на плечи учителей физкультуры и воспитателей детских садов.

На уроках физкультуры в детском саду с детьми заниматься крайне трудно, они непоседливы, постоянно балуются, поэтому чтобы научить их выполнять то или иное упражнение, учителю приходится придумывать различные небылицы, сказки, песни и стихи, которыми сопровождаются комплексы упражнений.

Как считают сами учителя, если придумывать такой «физкультурный фольклор», ребенок идет на урок с большой охотой, во время физкультуры у него хорошее настроение, он доволен. Но есть одно условие: чтобы детям нравилось, необходима частая смена упражнений, различные интересные истории, которые учитель может придумывать, подходя к уроку творчески.

Как создать терапевтическую сказку?

  1. Необходимо выбрать героя сказки, который был бы близок ребенку по возрасту, полу и характеру. Желательно, чтобы даже его имя было похожим.
  2. События, ситуации в сказке должны напоминать ребенку его собственную жизнь и его собственные проблемы.
  3. В сказке нужно воспроизвести такую ситуацию, которая соотносилась бы с реальной, которую в данный момент переживает ребенок.
  4. Герой сказки должен найти способы и решения, которые показывают ситуацию с разных позиций, и выбрать правильную.
  5. В конце сказки нужно сделать вывод, вовлекая в этот процесс ребенка.