Найти тему
HILL Magazine

Мурат Азамов: рынок франчайзинга в Узбекистане и как подготовить свой бизнес к франшизе

Оглавление

16 марта состоялась международная выставка Franchising Expo Uzbekistan, в которой приняли участие такие компании, как Business Fox, Turka Saray, СушиWok, и многие другие.

Мурат Азамов, международный эксперт по систематизации бизнеса и президент Ассоциации франчайзинга Узбекистана рассказал HILL об особенностях состояния рынка франшизы в Узбекистане, как подготовить свой бизнес к франшизе и какие преимущества у франчайзинга в Узбекистане.

Узбекский рынок франчайзинга

Франшиза в Узбекистане так или иначе существует на рынке уже давно. Мы можем наблюдать франчайзинг разных брендов, которые действуют на рынке Узбекистана более десяти, а то и пятнадцати лет. Но надо признать, что это лишь единичные случаи.

Рынок франшизы начал набирать более серьезные обороты только в последние пять-шесть лет, как только Узбекистан стал открываться миру и предприниматели из других стран заинтересовались нашим локальным рынком. А за последние два-три года местные бизнесмены приступили к активному поиску франшиз, так как осознали их настоящую важность и преимущества.

Но важно признать, что не все франшизы выживают и становятся успешными. Согласно статистике Российской ассоциации франчайзинга, только одна из четырех франшиз становится прибыльной и не закрывается после года, а в лучшем случае — после двух лет существования на рынке. Получается, что почти 75 % франшиз, которые открываются, не приносят прибыль, из-за чего сразу же уходят с рынка, умирают.

С момента основания Ассоциации франчайзинга Узбекистана и проведения выставок спрос на франшизу заметно увеличился. Это уже третья выставка, и с каждым разом число участников и посетителей увеличивается. Если на первом мероприятии было около пятидесяти человек, где более 75 % были мировые франчайзеры, то в этот раз количество брендов более ста.

Не менее важный фактор, который говорит, что спрос на франчайзинг не малый, — наши заявки в консалтинговой компании франшиз. Мы получаем десятки, а то и сотни запросов от компаний с просьбой упаковать и подготовить бизнес к франшизе. Например, среди наших клиентов Roma Pizza.

Несмотря на то, что на рынке есть предприниматели, которые способны купить франшизу стоимостью от 50 000 до миллиона долларов, они еще не готовы к ее приобретению. Не все местные предприниматели осознают ценность и преимущества франчайзинга.

Говоря о преимуществах

У запуска франчайзинг-бизнеса меньше рисков, нежели у бизнеса с нуля. То есть когда вы приобретаете франшизу, вы сразу же избавляете себя от систематизации бизнес-процессов, создания эффективного маркетинга, рабочих бизнес-моделей и прочего, что, несомненно, ждет, начинай вы бизнес с нуля. Так что почему бы не воспользоваться всеми возможностями, которые предлагает франчайзинг?

Готовы ли местные предприниматели к продаже своей франшизы?

Международных компаний, которые продают свою франшизу, достаточно много, а вот число наших локальных предпринимателей, продающих франшизу своих брендов, еще мало. Наверное, одним из единичных и ярких примеров продажи франшизы в нашей стране может стать Breadly — известная сеть кофеен. Компания смогла запустить свой бизнес в России, продав франшизу и открыв порядка пяти точек.

Пока наша страна еще не совсем готова к продаже франшиз своих компаний, но мне кажется, что в скором времени мы придем и к этому. Как раз-таки выставки, организованные ассоциацией на тему франчайзинга, помогают предпринимателям лучше разобраться в этом вопросе.

О выставке Franchising Expo Uzbekistan

Главная цель выставок — в первую очередь помочь международным игрокам, предлагающим франшизу нашему рынку, познакомиться ближе с потенциальными франчайзи. Во-вторых, что не менее важно, — позволить нашим игрокам-франчайзерам перенять международный опыт. Получается, что выставка действует по концепции win-win, то есть пользу получают все: и те, кто хочет купить франшизу, и те, кто ее продает.

У меня, у моей компании, у Ассоциации франчайзинга Узбекистана и даже у моей школы франчайзинга есть главная миссия — помогать местным предпринимателям создавать успешную франшизу. То есть мы помогаем компаниям подготавливать бизнес к франшизе и выводим их на международную арену.

Процесс подготовки бизнеса к франшизе

Нормальная и эффективная упаковка компании к продаже франшизы в среднем занимает восемь месяцев. И именно этот этап, включающий упаковку бизнеса и подготовку к франшизе, считается важнейшей частью, и к ней надо относиться серьезно.

За последние четыре года, когда случился бум на рынке франшиз и тема стала особенно актуальной среди предпринимателей, большинство из собственников бизнеса на пике этой волны, не упаковав компанию, начали предлагать свой бизнес в качестве франшизы. И почти 90 % этих компаний потерпели неудачу. Через такой неудачный опыт прошли не только наши предприниматели, но и бизнесмены Казахстана, России и других стран.

Сейчас люди, не до конца понимая то, как реально работает франшиза, сразу начинают ее покупать. В итоге возникают проблемы — бренд теряет свою узнаваемость, пошатывается его репутация и страдает имидж компании. Почему так происходит? Потому что не отлажены бизнес-процессы, нет оптимизации, систематизированной и эффективной бизнес-модели, нет обучения и прочих важных аспектов, иными словами — компания не подготовилась к продаже своей франшизы. Внешне у нее все красиво, а внутри ничего не слажено.

Успешная франшиза — та, которая смогла два-три года выстоять на рынке, начала приносить прибыль и обрела высокую узнаваемость. Создать свой бизнес не так уж и сложно, тут главное, уметь правильно поставить его на ноги. Это то же самое, что и воспитание ребенка. Чтобы сделать из него хорошего человека, мы тратим годы и огромное количество сил. То же самое и с бизнесом — придется приложить немало усилий и набраться терпения.