Дуэль поручика Лермонтова и майора Мартынова в июле 1841 года, в которой поэт получил смертельное ранение, была не первой в его жизни. Годом ранее он дрался на шпагах с сыном французского посла. Та дуэль завершилась бескровно (если не считать легкого ранения Лермонтова), но наделала много шума в обществе.
Собственно, ее можно считать роковой — именно после этого случая поэта вторично сослали на Кавказ и уже на передний край войны, где и произошел смертельный поединок.
Скабрезное четверостишье
Что же послужило причиной столкновения с 21-летним холеным красавчиком Эрнестом де Барантом, сыном посла и великосветским повесой, который волочился за всеми юбками Санкт-Петербурга? Разумеется, женщина.
По свидетельству современника Лермонтова военного историка Александра Висковатого, поэт и француз ухаживали "за одной и тою же блиставшею в столичном обществе дамой". Имя особы ни Лермонтов, ни де Барант впоследствии так и не назвали, поэтому по поводу личности предмета страсти по Петербургу ходили весьма противоречивые слухи
Вроде бы дама оказывала больше знаков внимания де Баранту, что сильно задевало Лермонтова. Рассказывали, что обиженный столь несправедливым выбором поэт переметнулся от любви к ненависти и сочинил циничное четверостишье в качестве мести за презрение. Висковатов в своих воспоминаниях приводит злополучные строки:
«Прекрасная Невы богиня!
За ней волочится француз!
Лицо-то у нее как дыня,
Зато и ж… как арбуз».
Имя де Баранта в этой скабрезности не фигурировало, однако француз посчитал себя задетым. 16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль произошла словесная перепалка. Очевидцы вспоминали, что первым начал француз и увидев на балу Лермонтова, тут же подошел к нему и потребовал объяснений по поводу неких обидных речей. Лермонтов все это обозвал "клеветой" и "сплетнями". Де Баранта ответ не устроил.
— Если всё переданное мне справедливо, то вы поступили дурно, — в запальчивости бросил он.
— Я ни советов, ни выговоров не принимаю и нахожу ваше поведение смешным и дерзким, — холодно отвечал Лермонтов.
Разумеется, словесный поединок в такой наэлектризованной обстановке мог закончиться только поединком реальным. Инициатором дуэли был Эрнест де Барант.
Справедливости ради, стоит отметить и вторую версию о причинах стычки. Некоторые считали, что де Баранта задело стихотворение Лермонтова "Смерть поэта", которое он посвятил Пушкину. Мол, Лермонтов бранил там не только Дантеса, а и всю французскую нацию в его лице. Однако сторонников у этой версии немного, и конфликт из-за неназванной дамы остается основной причиной поединка.
Не целясь
Он состоялся уже через два дня после случая на балу. Причем, де Барант как оскорбленный, имел право выбирать оружие. И он выбрал холодное, а именно шпаги. Адъютант Лермонтова Алексей Столыпин весьма удивился такому выбору и попробовал было отговорить француза, на что тот, задрав подбородок, с презрением бросил:
— Как же это, офицер не умеет владеть холодным оружием?
Договорились начать дуэль на шпагах, а при первой крови перейти на пистолеты.
Противники сошлись в 12 дня 18 февраля у Черной речки (той самой, где произошла дуэль Пушкина). И только бретёры скрестили оружие, как у Лермонтова переломился клинок, а де Барант успел в это время сделать выпад и нанести поэту рану в грудь. Была она неглубокая — от ключицы к левому боку. Противники, не отвлекаясь на нее, тут же взялись за пистолеты. Секунданты зарядили оружие, и дуэлянты разошлись на 20 шагов. Стрелять должны были одновременно по сигналу: на "раз" — приготовиться, на "два" — прицелиться, и на "три" — выстрелить.
Когда прозвучала команда "два", де Барант, зажмурив глаз, стал тщательно выцеливаться в Лермонтова. А тот, поднял свой пистолет и направив его просто в направлении противника, намеренно повернул голову в сторону секунданта Столыпина. На слове "три" оба нажали на курок.
Дуэлянты промахнулись. Но если промах де Баранта был исключительно результатом его меткости, то Лермонтов сознательно стрелял не целясь, о чем позже подтвердил в показаниях Алексей Столыпин.
Наказание
И именно это показное нежелание стрелять в соперника и стало причиной распространившихся по Петербургу слухов. Все вокруг только и говорили, как о благородстве Лермонтова, а в адрес француза отвешивали едкие комментарии. В итоге дело чуть было не дошло до второй дуэли.
Крайне уязвленный де Барант поехал на Арсенальную гауптвахту, где до решения суда содержался поручик Лермонтов. Там он потребовал у поэта объяснений — мол, как так получилось, что тот выстрелил не целясь, откуда взялись эти ненужные подробности, не сам ли Лермонтов выставляет себя в выгодном свете?
На что Михаил Юрьевич ответил французу, что, во-первых, это сущая правда — он действительно не целился, а во-вторых, он не видит причин скрывать сей факт. И если де Баранту это неприятно, то можно встретиться на Черной речке повторно, если он так пожелает. Странно, но француза это объяснение полностью удовлетворило и он не выразил желание повторять поединок. На сим противники пожали руки и больше они не виделись.
Дуэли в XVIII веке были запрещены, и при Николае I особенно следили за исполнением этого запрета. Поэтому Лермонтова судили за "недонесение о дуэли". Дополнительным пунктом к обвинению стало устройство несанкционированной встречи бретёров, которую почему-то тоже вменили Лермонтову, хотя на ней настаивал де Барант.
Вообще, противник Лермонтова не понес абсолютно никакого наказания. Дипломатический статус оградил француза от судебного разбирательства, но император мог выслать забияку из страны. Не выслал. Николай I вообще довольно предвзято относился к Лермонтову, не любил ни его самого, ни его творчество. Отсюда и наказание за дуэль — возврат на Кавказский фронт, и не просто в тыл, как это было первый раз, а на самую передовую. Поручик Лермонтов был отправлен на службу в Тенгинский 77-й пехотный полк, где по личному распоряжению императора принимал участие во всех боевых действиях.
Чуть больше, чем через год в Пятигорске произошла вторая и последняя дуэль Михаила Лермонтова. И опять он, как и в первый раз, выстрелил не целясь (по одной из версий даже вверх). Но везения больше не случилось — пуля майора Мартынова попала в грудь поэта, оборвав его жизнь на 27 году.
Вообще, дуэли в России были не чета европейским. Это там предпочитали шпаги, дрались до первого ранения и часто отменяли поединки. У нас все происходило гораздо более сурово — пистолеты, барьер и 20 шагов расстояния 👇:
(При написании статьи была использована информация сайтов: spb.aif.ru; histrf.ru; culture.ru; tjournal.ru; biography.wikireading.ru)