В продолжение темы этнического искусства и влияния различных культур хочу показать работы двух петербургских мастеров, обратившихся к теме сказок, легенд и верований северных народов. Сейчас я вплотную занимаюсь изучением коренных народов Ленинградской области, многие из которых находятся на грани исчезновения, и собирать сведения приходится буквально по крупицам. Поэтому вдвойне ценен интерес к их культуре со стороны творческих людей. Позже я непременно расскажу и о культурной деятельности народных общин.
Сегодня я хочу сравнить работы профессионального художника Валериуса (Валерия Иванова) и Ольги Лях, занимающейся живописью как любитель.
Разнообразие народных культур и фольклора является любимой сферой Валериуса, называющего свое творчество «этно-инфанс». Он родился в Башкирии, окончил Ленинградское Высшее художественное училище имени Мухиной, в настоящее время состоит в Союзе художников России и постоянно участвует в проекте «Мастер-Класс». Валериус является одним из первых резидентов арт-центра «Пушкинская-10», проводит мастер-классы для детей и взрослых, участвует в социальных и благотворительных проектах.
Одну из излюбленных техник художник назвал «царапки» - по его утверждению, ее могут считывать даже слепые люди. Он создал авторскую этно-интерпретацию сюжетов народа водь, приглашающую в настоящее путешествие. Это один из наиболее древних и малочисленных народов России, о котором упоминалось в «Повести временных лет». К настоящему времени вожан осталось около 30 человек на территории Ленинградской области.
На выставке в библиотеке "На Морской" также удалось прочесть и прослушать водские сказки на языке оригинала, узнать особенности национального костюма вожан на кукольной экспозиции, послушать этнические мелодии, увидеть авторский фильм и обсудить важность сохранения языков и народной идентичности.
Сейчас же, в Малом зале галереи "Борей", можно посетить выставку Ольги Лях "Глаза-калейдоскопы", состоящую из живописных полотен в мрачно-красочном мистическом стиле.
Ольга Лях родилась в 2004 году в Санкт-Петербурге, работает как художник-самоучка. Ее полотнам свойственен слегка грубоватый, экспрессивный, наивный изобразительный язык. В первую очередь она опирается на любимые произведения, прочитанные в детстве, - особенно сказки.
Выставка "Глаза-калейдоскопы" в первую очередь посвящена природе и легендам народов Севера. А также поиску человеком гармонии, все более актуальному в условиях отдаления от родной природы.
Автор активно изучает легенды, мифы, старинные языческие традиции и ритуалы. На картинах Ольги Лях смешивается волшебство, сны и действительность, полная секретов и заговоров, которые охраняются героями сюжетов.