Слово «литография» происходит от древнегреческих слов «λίθος» – «камень» и «γράφω» – «писать, рисовать». Оно представляет собой разновидность печати (печати на плоской нерельефной поверхности), а также процесс печатания с применением расслоения жира и воды, которые контактируют друг с другом. Литографию изобрёл немец Алоиз Зенефельдер в 1790-х гг.
Процесс достаточно занимательный. На отшлифованный известняковый камень наносится первичное изображение специальным литографским карандашом, тушью или жирной краской, затем камень опускается в кислоту, которая протравливает необработанные места. Далее мастер удаляет с формы излишки кислоты. После всех этих действий участки, вытравленные кислотой, краску отталкивают, а окрашенные ранее –могут принимать краску. Теперь ее на форму можно многократно наносить. Так создается заготовка для будущего оттиска на бумаге. Печать осуществляется под давлением на специальном прессе. Из-под пресса выходит уже готовый лист, почти точная копия оригинала. Получалось очень медленное копировальное устройство.
С литографией разобрались. А при чем здесь лекции?
Учебных пособий определенного курса часто не хватало. Студенты сталкивались с нехваткой учебников по ряду дисциплин, не было возможности приобрести или взять в библиотеке. Тогда записанные лекции литографировали, то есть делали копии, которые распространялись среди студентов. Практика литографирования широко распространилась в последней четверти XIX в.
Часто бывало, что студенты приносили лекции по частям в литографию (прим. «литографией» могли называть не только сам процесс, но и мастерскую, где шла печать). Отчитал профессор тему, и группа студентов, записывавших лекцию, относит ее в литографскую мастерскую и делает копии. Обычно объявлялась подписка и собирались деньги на выпуск. И вот студент А., получивший копии лекций, под конец курса собрал учебное пособие, по которому он пытался выучить весь курс в ночь перед экзаменом.
Качество литографированных лекций могло разниться. Например, хорошо подготовленный текст мог включать, кроме лекций, дополнения из справочной литературы. Иногда лектор проверял и редактировал рукопись. Готовый текст поступал в литографскую мастерскую, где отпечатывали в необходимом количестве экземпляров.
Одним из отличий таких лекций от обычных учебников было, что текст – это конкретный курс, читаемый конкретным преподавателем для студентов конкретного учебного заведения. Соответственно, круг читателей был ограниченным, могла быть своя специфика в сокращениях, технических названиях и т.д.
В Казани первая литографская мастерская открылась в 1843 г. благодаря Шаги Яхину. А в 1892 г. Казанским университетом была куплена литография Н.Д. Данилова. Через 5 лет типография Казанского университета получила статус «типографии, литографии, словолитни».
В экспозиции Музея истории Казанского университета находятся несколько экземпляров из частных литографских мастерских К.А. Тилли и И.С. Перова. Типо-литография Ивана Перова на Булаке, открытая в 1871 г., была одной из самых известных в городе.
В Музее Казанской химической школы представлены лекции выдающихся химиков, преподавателей Казанского университета Н.Н. Зинина и А.М. Бутлерова.
Ознакомиться с историей университетской жизни и ближе рассмотреть учебные пособия дореволюционного периода вы можете, посетив музеи Казанского университета.
Адрес музея: Казань, Кремлевская, 18.
Телефон для записи:+7(960)-031-01-30. Только по предварительной записи. Билет также можно приобрести онлайн и по пушкинской карте, после записи по телефону