Понятие «должен» для человека – это один из побудителей к действию. Всего их три: хочу, могу и должен (надо).
Как ребенок с течением времени становится взрослым, так к нашему «хочу» сначала добавляется «могу», а потом появляется и «должен». «Хочу»- это история про ранее детство, когда возможности человека ограничены и связь с внешним миром осуществляется благодаря родителям, которые делают что «могут» и «должны». Балом правят в основном физиологические потребности маленького человека. Нашим «хочу» во взрослой жизни управляет наш внутренний ребенок.
Наше «могу» - это двигатель познавательной активности. «Могу» помогает нам осваивать мир самостоятельно.
А вот уже «должен»- это про взрослое отношение к жизни и к тому месту в жизни и обществе, которое занимает, или хотел бы занимать взрослый.
Человек –существо биосоциальное, а значит, если он «хочет» выжить, он «должен» жить с людьми.
Вполне мирно все три побудителя уживаются в психике человека, когда по-детски капризное «хочу» мотивирует человека, любознательное «могу» проверяет возможности, а взрослое «должен» оценивает последствия. Например, я «хочу» банан! Я «могу» пойти в магазин и взять там банан. Но я «должен» заплатить за него деньги, иначе, в лучшем случае, я не получу банан.
И все было бы так просто, если бы не было так сложно… И вот уже взрослый человек осознает, что его жизнь- это сплошное «должен», а его «хочу» лишь изредка подает уставший голос.
Но не все так печально. Человеку вполне по силам уравновесить собственные побудители. Нужно лишь почаще прислушиваться к собственным «хочу», т.е. ставить цели, мечтать о будущем. Радоваться собственным «могу», черпая уверенность в своих силах и возможностях. А наше «должен» необходимо разделить на конструктивные «должен»-побуждения, которые могут стать источником энергии, и на деструктивные «должен»-побуждения, которые забирают у нас последние силы.
Особенность первых в том, что последствия, которые последуют за исполнением действий, принесут нам положительный и радостно-ожидаемый результат. В данном случае «должен» -это отсроченное «хочу». Например, я не «должна» есть после шести, чтобы выглядеть стройной и привлекательной. И вот уже акцент внимания смещается на желание получить этот результат и нивелирует все те неприятные моменты, которые связаны со всеми «должен» на пути к результату.
Особенностью «должен», усложняющих нам жизнь является то, что результат действий не приносит нам положительных эмоций или событий. Такое случается, если человек не учитывает реальные особенности ситуации и свои собственные возможности. Например, на море должна быть хорошая погода, когда я туда приеду. Или я всегда должен быть уверенным в себе. К отрицательным «должен» так же относят идеальные или абсолютные «должен», которые не подвергаются критическому анализу психикой. Чаще всего это, навязанные нашим же стереотипным мышление, долженствования. Например, я должна стать хорошей женой. И третий тип отрицательных «должен»- это долженствования подразумевающие санкции за своё неисполнение. Например, ты должна быть хорошей девочкой, иначе тебя не будут любить.
Именно с подобными «вампирами» и нужно сражаться. Их не сложно вычислить. Мысли и думы об отрицательных «должен» сопровождаются отрицательными эмоциями: гневом, раздражением, тоской, грустью и т.д. Очень часто содержат слова-обобщения: все, никто, никогда, всегда. Не предполагают поиска других способов реализации побуждения. Грешат нереалистичными ожиданиями от реальности и окружающих людей.
Главное, отыскать деструктивные побудители и проработать их.