Найти тему

Я должен!

Понятие «должен» для человека – это один из побудителей к действию. Всего их три: хочу, могу и должен (надо).

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Как ребенок с течением времени становится взрослым, так к нашему «хочу» сначала добавляется «могу», а потом появляется и «должен». «Хочу»- это история про ранее детство, когда возможности человека ограничены и связь с внешним миром осуществляется благодаря родителям, которые делают что «могут» и «должны». Балом правят в основном физиологические потребности маленького человека. Нашим «хочу» во взрослой жизни управляет наш внутренний ребенок.

Наше «могу» - это двигатель познавательной активности. «Могу» помогает нам осваивать мир самостоятельно.

фото из открытого источника
фото из открытого источника

А вот уже «должен»- это про взрослое отношение к жизни и к тому месту в жизни и обществе, которое занимает, или хотел бы занимать взрослый.

Человек –существо биосоциальное, а значит, если он «хочет» выжить, он «должен» жить с людьми.

Вполне мирно все три побудителя уживаются в психике человека, когда по-детски капризное «хочу» мотивирует человека, любознательное «могу» проверяет возможности, а взрослое «должен» оценивает последствия. Например, я «хочу» банан! Я «могу» пойти в магазин и взять там банан. Но я «должен» заплатить за него деньги, иначе, в лучшем случае, я не получу банан.

И все было бы так просто, если бы не было так сложно… И вот уже взрослый человек осознает, что его жизнь- это сплошное «должен», а его «хочу» лишь изредка подает уставший голос.

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Но не все так печально. Человеку вполне по силам уравновесить собственные побудители. Нужно лишь почаще прислушиваться к собственным «хочу», т.е. ставить цели, мечтать о будущем. Радоваться собственным «могу», черпая уверенность в своих силах и возможностях. А наше «должен» необходимо разделить на конструктивные «должен»-побуждения, которые могут стать источником энергии, и на деструктивные «должен»-побуждения, которые забирают у нас последние силы.

Особенность первых в том, что последствия, которые последуют за исполнением действий, принесут нам положительный и радостно-ожидаемый результат. В данном случае «должен» -это отсроченное «хочу». Например, я не «должна» есть после шести, чтобы выглядеть стройной и привлекательной. И вот уже акцент внимания смещается на желание получить этот результат и нивелирует все те неприятные моменты, которые связаны со всеми «должен» на пути к результату.

Особенностью «должен», усложняющих нам жизнь является то, что результат действий не приносит нам положительных эмоций или событий. Такое случается, если человек не учитывает реальные особенности ситуации и свои собственные возможности. Например, на море должна быть хорошая погода, когда я туда приеду. Или я всегда должен быть уверенным в себе. К отрицательным «должен» так же относят идеальные или абсолютные «должен», которые не подвергаются критическому анализу психикой. Чаще всего это, навязанные нашим же стереотипным мышление, долженствования. Например, я должна стать хорошей женой. И третий тип отрицательных «должен»- это долженствования подразумевающие санкции за своё неисполнение. Например, ты должна быть хорошей девочкой, иначе тебя не будут любить.

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Именно с подобными «вампирами» и нужно сражаться. Их не сложно вычислить. Мысли и думы об отрицательных «должен» сопровождаются отрицательными эмоциями: гневом, раздражением, тоской, грустью и т.д. Очень часто содержат слова-обобщения: все, никто, никогда, всегда. Не предполагают поиска других способов реализации побуждения. Грешат нереалистичными ожиданиями от реальности и окружающих людей.

Главное, отыскать деструктивные побудители и проработать их.