Найти тему
12 канал Омск

«Это тот мир, который иначе, чем через женскую оптику, не увидеть»: в «Эрмитаже-Сибирь» открылась выставка Александры Соловьёвой

Она посвящена 100-летнему юбилею интересной омской художницы.

Выставка находится на первом этаже центра «Эрмитаж-Сибирь». Здесь 40 живописных работ из собраний музея имени М. А. Врубеля, «Либеров-центра», Городского музея «Искусство Омска», коллекции ОТП-Банка, а также архивные фотографии и документы.

-2

Внимание зрителя в первые же мгновения привлекают яркие чистые краски и уютные сюжеты. Это как раз те работы, из-за которых организаторы назвали выставку «Женское письмо» (0+). И они совсем не похожи на то, что в основном создавали художники-современники Александры Соловьёвой.

-3

«В основном в 1960-е годы в советской живописи доминировал так называемый суровый стиль. Если ранее, во времена сталинского соцреализма, царствовал оптимизм и страну было принято показывать со светлой стороны, то в суровом стиле показывались препятствия, которые преодолеваются на пути к светлому будущему. На картинах тогда были такие мужчины и женщины, которые в чистом поле героически строят ГЭС. Никаких признаков быта, только энтузиазм и героизм, чтобы завтра было лучше, чем сегодня. А Александра Соловьёва в это время нам показывает, что в мире есть человеческое тепло. И даже если ты осваиваешь Крайний Север, у тебя в рюкзаке есть банка варенья из дома, где тебя ждут», — рассказывает куратор выставки, культуролог Вадим Савельев.

-4

Кстати, работы, связанные с Крайним Севером, у Александры Соловьёвой тоже есть. В конце 1950-х она побывала в творческой командировке на Ямале и привезла оттуда северные пейзажи и портреты представителей тамошних коренных народов, которых тогда руководство страны пыталось переселить из чумов в обычные дома.

-5

«Эти картины — примета времени. Занимательный документ эпохи. Ямальский цикл Соловьёвой достаточно редко выставляется, и поэтому мы включили эти работы в экспозицию», — отметил куратор.

Ещё одна интересная грань таланта художницы — экспериментальные натюрморты с цветами.

-6

«Цветы — это 60-е годы, время активного поиска новых форм, когда были допустимы эксперименты. Здесь отчётливо видно влияние врубелевского письма. Врубель для русских художников — вечный соблазн. Хочется повторить, но если повторять точь-в-точь, это будет плагиат. Хочется сохранить врубелевскую технику и интонацию, но при этом создать своё. Здесь мы видим интересное и удачное упражнение в формальной логике письма. При всём сохранении атмосферности, это самостоятельные работы», — говорит Вадим Савельев.

А вот в работе «Натюрморт с баклажанами» можно заметить влияние Анри Матисса.

-7

«Восточные мотивы были популярны у художников в 60-70-е в связи с модой на модернизм. И как Матисс работал с чужими орнаментами, чтобы превратить их в основание своих работ, так и у Соловьёвой казахский ковёр выглядит естественно. Это не попытка передать этнографическую декоративность, это превращение чужого орнамента в элемент своего искусства, втягивание орнамента в произведение для организации композиции холста», — поясняет культуролог.

-8

Единственная работа на выставке, наполненная ощущением трагизма, это картина «Куропатки». С одной стороны, по теме она как бы вписывается в цикл натюрмортов с заготовками на зиму. Но если изображения банок с компотом и корзин с грибами наполнены ощущением радости, изобилия, то здесь художник скорее испытывает внутренний конфликт. Отношение автора передаётся через изображение пятен крови и грязи, которые покрывают белоснежное оперение убитых птиц.

-9

Работа «Медсестра на дежурстве» принадлежит к циклу портретов, которых было немало у художницы. Здесь не показной героизм «человека труда». Александра Соловьёва изображает не ударницу, а обычную медсестру. Это снова, как и в теме «женских натюрмортов», факт обыденной жизни, превращённый в произведение искусства.

-10

Дополняют выставку фотопортреты Александры Соловьёвой, сделанные известным омским фотографом Михаилом Фрумгарцем, с которым она дружила долгие годы.

-11

«Интересно, что эта выставка стала частью импровизированного цикла проектов, посвящённых омским художникам, которым исполнилось 100 лет. До этого была такая же выставка Кондратия Белова и других. Это интересный момент: искусство Омска вошло в такую фазу, когда есть множество художников, чей столетний юбилей мы можем отпраздновать. Это момент рождения традиции, которой раньше не было», — обратил внимание Вадим Савельев.

-12

Познакомиться с работами Александры Соловьёвой можно будет до 12 июня. Выставка работает в центре «Эрмитаж-Сибирь» ежедневно, кроме понедельника.

Текст и фото: Наталья Семенова.