Найти в Дзене
VectorMe

Племя Консо, Эфиопия

Оглавление

Консо, также известные как ксонсита (ኾንስታ), являются кушитоязычной этнической группой, в основном населяющей южно-центральную часть Эфиопии. Их территория примыкает к общинам омотик, сидама и оромо.

Примерно в 50 милях к югу от озера Чамо, на входе в холмистую местность Консо, расположенную к востоку от засушливых равнин и обнажающую нижнюю часть бассейна Омо, путешественники поражаются тщательно вырубленным каскадам террас на окружающих холмах в виде лестниц. Культурный ландшафт Консо был выбран ЮНЕСКО для включения в Список всемирного наследия в 2012 году. ЮНЕСКО выделила этот засушливый участок площадью 55 км², включающим террасы и каменные укрепления, потому что он «является ярким примером живой культурной традиции», насчитывающей более 400 лет, и что здесь есть антропоморфные деревянные статуи, которые являются «исключительным живым свидетельством погребальных традиций, находящихся на грани исчезновения ».

-2

Включение ландшафтов Консо в список всемирного наследия превращает Эфиопию в африканскую страну с наибольшим количеством охраняемых объектов. Церкви Лалибелы, Мекка эфиопского православного христианства или стелы Аксума являются другими сокровищами страны, признанных организацией ООН.

Считается неизвестными ни место происхождения Консо, ни время их поселения в нынешнем регионе. Однако их семейные и культурные традиции, как правило, показывают, что они произошли от сочетания соседних кушитских племен. Консо — опытные оседлые фермеры, которые занимаются выращиванием на террасах на склонах скалистых холмов. Доминирующими культурами являются хлопок и различные сорта проса. Зерна последнего измельчаются женщинами, а затем перерабатываются в лепешки, которые являются основным продуктом Консо. В каждой семье есть немного скота и свой земельный участок, на котором мужчины и женщины работают вместе. Хотя традиционные черты Консо схожи с кушитскими культурами, эстетические каноны, ремесла, организация их деревень и их сельскохозяйственный режим работы различаются. У них есть собственное культурное, социальное и экономическое образование. Чтобы защититься от нападений диких животных и защититься от селей, они окружают свои деревни стеной из базальтовых камней и высохшей земли высотой от 3 до 4 метров. Внутри образовавшегося защищенного пространства хижины расположены так близко, что их крыши иногда перекрывают друг друга. Каждая семья состоит в среднем из пяти человек, и проживают в овальном помещении площадью около 200 м2. Место, отведенное для скота, обычно находится напротив, отделенное от жилой зоны стеной, которая предотвращает вторжение животных в семейную хижину, которое, по поверью Консо, предвещает смерть вождя семьи. Консо обычно живут в больших поселениях, каждым из которых управляет совет старейшин. Члены одной группы собираются вместе для празднования ритуалов, для строительства хижин, стен и для обслуживания террас. Они также обычно занимаются полевыми работами, гончарными изделиями и выделыванием тыкв для изготовления контейнеров для молока или сливочного масла.

-3

История племени Консо

Согласно Халлпайку (1972), семейные традиции Консо указывают на то, что они представляют собой составной народ, как физически, так и культурно, члены которого изначально были родом из всех окрестностей. С точки зрения внешнего вида, Консо, как правило, маленькие и жилистые, с высокими скулами и острым подбородком. Цвет кожи варьируется от красновато-коричневого до почти черного, но в среднем темно-коричневый. Некоторые люди больше напоминают оромо, обладая тонкими губами и большим ростом; другие имеют явно более «афроидный» фенотип и намного ниже ростом. Согласно Холлпайку (1972), последние соматические характеристики более выражены среди женщин Консо. Джордж Мердок (1959) объясняет выраженное «негроидное» влияние на Консо в целом ранним смешением с земледельцами до нилотов, которые вошли в Эфиопское нагорье около 5000 лет назад.

-4

Язык племени Консо

Консо говорят на языке консо (также известном как Affa Xonso). Он принадлежит к кушитской ветви афро-азиатской семьи. Консо делится на четыре диалекта: холме, дурро, фаша и каратти. Он имеет близкое лексическое сходство с Дираше и сегодня транскрибируется с использованием эфиопского алфавита.

Аутосомная ДНК Konso была изучена в комплексном исследовании Tishkoff et al. (2009) о генетической принадлежности различных популяций в Африке. По мнению исследователей, Консо демонстрировал значительную афро-азиатскую близость. У них также были некоторые связи с соседними носителями языка нило-сахар и банту в районе Великих озер из-за значительного генетического обмена с этими сообществами за последние 5000 лет или около того.

Сложная система возрастных групп управляет жизнью мужчин Консо. Переход в более высокий класс или брак отмечаются танцами, песнями и укоренившимися в культуре ритуалами Консо. Существует множество обычаев посвящения, например в ряде поселений Консо, для того чтобы юноша получил право найти себе невесту и обзавестись семьей, должен перебросить через собственную голову большой и очень тяжелый камень, который выбран старейшинами и хранится на центральной площади деревни.

-5

Ритуалы, связанные с поклонением предкам, занимают ведущее место в сообществе Консо. Они продвигают членство в группе и солидарность между ее членами. Консо воздвигали тотемы (высотой около 1 м), вырезанные из дерева, вака на могилах своих старших, на обочине дороги или на полях, где росли умершие. Умерший изображен рядом со своей женой, детьми и его врагом, если он проявил храбрость и доблесть, или жестоким животным, таким как лев, леопард или крокодил, если он проявил себя как боец. Он украшен спереди фаллическим орнаментом и пенисом, а его поверженный враг вырезан с ампутированным мужским достоинством. Каждая деревня управляется советом старейшин. Деревни всегда находятся недалеко друг от друга, и у жителей соседних поселений есть экономические и социальные отношения.

-6