С чего началось аниме? И как оно превратилось в успешную индустрию, которой является сегодня? История анимации в Японии почти так же драматична и увлекательна, как и сами аниме.
Как началось аниме?
История аниме в Японии уходит корнями дальше, чем можно было бы подумать. Корни аниме можно найти в начале 1900-х годов. Трудно точно сказать, когда в Японии была создана первая анимация. Это связано с тем, что многие из роликов того времени были потеряны либо из-за стихийных бедствий, таких как Великое землетрясение Канто в 1923 году, либо от Второй мировой войны.
Самая ранняя часть японской анимации, найденная на сегодняшний день, датируется 1907 годом под названием Katsudō Shashin (活動写真). Фильм длится всего 3 секунды и состоит из 50 кадров, показывающий мальчика, одетого в матросскую шляпу, пишущего кандзи: Кацудо Сясин (яп. 活動写真) и поворачивающегося к зрителю, в знак почтения снимая шляпу. Фильм был найден относительно недавно, в 2005 году, и, хотя он, возможно, не первый, из когда-либо сделанных в Японии, он является самым старым из найденных на сегодняшний день.
До него самыми старыми найденными аниме считались несколько фильмов, выпущенных в 1917 году. Трудно сказать какое из них вышло раньше, тем не менее, точно известно, что Shingachou: Meian no Shippai был выпущен в феврале 1917 года. Фильмы того времени были немыми, хотя, возможно, в них была живая музыка или личные разговоры рассказчиков во время показа. Они также были очень короткими и длились около 5 минут.
В начале истории создания японской анимации ведущими фигурами индустрии были три человека: Отен Симокава, Дзюнъити Коути и Сейтаро Китаяма. Первоначально Отен Симокава был карикатуристом журнала Tokyo Puck. Затем он создал пять анимационных фильмов для студии Tenkatsu, прежде чем вернуться к работе карикатуриста. Дзюнъити Коути был художником, специализирующимся на акварели, и был нанят студией в качестве аниматора. Он считался одним из лучших в свое время. Сейтаро Китаяма самостоятельно создавал анимацию и в конце концов основал собственную студию. Эти троя считаются "отцами аниме". Их работы помогли сформировать индустрию.
Довоенный период (1920 – 1950)
В 1923 году Великое землетрясение Канто поразило Токио. В результате многие анимационные студии были уничтожены вместе со многими их работами. Даже без землетрясений японским аниматорам в это время приходилось нелегко. Они конкурировали с иностранными компаниями, такими как Disney, у которых были успешные работы способные подорвать японский рынок. Это означало, что для того, чтобы студия была прибыльной, ей нужно было работать максимально эффективно, имея небольшие команды, которые были ужасно перегружены работой. Большинство небольших студий вряд ли могли конкурировать с анимацией, которая была не только в цвете, но и со звуком, и производилась с гораздо большим бюджетом. Их конкуренты также имели преимущество, благодарю тому, что использовали целлулоидную анимацию, тогда как большинство японских студий все еще использовали вырезную анимацию (cutout animation), чтобы сэкономить деньги.
Тем не менее, было несколько работ, в которых использовалась техника целлулоидной анимации и со звуком. Chikara to Onna no Yo no Naka был выпущен в 1933 году Кэднзой Масаокой и стал первым японским «звуковым кино». Другие более крупные работы, такие как «Chagama Ondo», созданная в 1934 году, и «Ari-chan», созданная в 1941 году, были исключением, поскольку такие аниме было трудно производить с финансовой точки зрения. Из-за сложности создания финансово жизнеспособных аниме-фильмов большинству проектов требовалось какое-то спонсорство. Это привело к тому, что большинство аниме предназначалось для рекламы, пиара, образовательных целей, финансируемых государством, а затем и для пропаганды.
Ключевым фактором успеха аниме является находчивость: когда талантливые люди вынуждены работать с ограниченными или устаревшими ресурсами, часто возникает творческий потенциал. Художники тратили время, пытаясь сделать ограниченную анимацию положительной чертой своих работ, что поспособствовало уникальному стилю повествования, которым отличается аниме сегодня. Долгие практические статичные кадры или кадры, на которые ушло больше бюджета, чем на другие части проекта, стали фишкой аниме, и подобное до сих пор можно увидеть во многих известных работах.
Продолжение следует...
2 часть истории японской анимации выйдет в ближайшее время, а пока подпишись и поставь лайк!