В среде «проснувшихся и осознавших» популярны лозунги, призывающие не смотреть телевизор. Чем руководствуются «прозревшие»? Они считают, что «зомбоящик» создали зловредные инопланетяне, масоны или рептилоиды специально для того, чтобы поработить нацию сильных и гордых русичей. Самое удивительное заключается не в том, что такие настроения в обществе возникают, а в том, что в сердцах множества образованных и достаточно умных людей они часто находят отклик и принимаются без достаточного уровня критического восприятия.
Ну, если противники оболванивающей пропаганды считают себя настолько мудрыми, что они смогли не поддаться на уловки врагов, то почему бы им не спросить себя:
Если я такой гордый и независимый, мудрый и предусмотрительный, стойкий и отважный (ну… такой же, как мои великие предки), то разве мне может навредить какой-то несчастный телевизор?!
Вот это и есть то, что называется парадокс. Несмотря на то, что решается он элементарно, для многих становится непреодолимым препятствием. Не всем удаётся связать воедино и сопоставить два утверждения:
1) Мы сильные и независимые.
2) Мы слабые и внушаемые.
Так самостоятельны мы в своём мышлении или зависимы от внешнего влияния? Если мы всё-таки достаточно зрелые для того, чтобы не обращать внимания на писк комара, то почему мы смертельно боимся включить телевизор?
Нелогично. Смешно и по-детски инфантильно.
А если кто-то полагает, что информационный морок, отвлекающий сознание, заставляющий людей транжирить ресурсы, появился вместе с телевидением, то он глубоко заблуждается. Когда не существовало электронных масс-медиа, их роль исполняли более простые, но не менее эффективные средства. Например, вместо мыльных опер и ужастиков были книжки, называемые в позднем Средневековье бестиариями.
Бестиарии — это предтеча современных комиксов и телевизионных шоу, популярный литературно-художественный жанр. В России о них было известно главным образом благодаря переводу с греческого трактата «Физиоло́г». Это было развлекательно-познавательное, фантастическое вульгарное чтиво, популярное прежде всего в среде молодёжи, сыновей состоятельных купцов и ремесленников. Спрос порождает предложение, поэтому многие писатели зарабатывали сочинением нравоучительных басен о диковинных животных.
К тому же взрослые поощряли увлечение своих детей, ибо бестиарии, кроме развлекательного, имели и ярко выраженное воспитательное значение. В них подробно описывались различные животные в прозе и стихах, главным образом с аллегорическими и нравоучительными целями.
К бестиариям относят и «Послание царя индийского Иоанна к греческому царю Эммануилу», но скорее это всё-таки документ, а не басни.
Человеку из ХХ века уже сложно осознать, что же такого притягательного было в книжках с описанием бестий, но ведь и современникам Рембрандта тоже было бы не понять, что такого притягательного может быть в препровождении времени с кубиком Рубика в руках.
Первое упоминание об однорогом животном на Западе относится к V веку до н. э. Ктесий, который 17 лет служил лекарем при персидском дворе, вернувшись в Грецию, описал диких индийских ослов массивного сложения, имеющих один рог на лбу, а также красную голову, голубые глаза и туловище. По описанию Ктесия, всякий, кто выпьет воды или вина из рога этого животного, никогда не будет подвержен болезням. А поймать этих необычайно быстроногих ослов можно лишь тогда, когда те находятся вместе с детёнышами, которых не могут оставить.
Считалось, что посуда, сделанная из рога единорога, нейтрализует все яды. Кусочек кости, поднесённой к отраве, запотевал. А порошок из рога — антидот.
В русских азбуковниках XVI—XVII вв. единорог описывается так:
«Зверь, подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в роге имать всю силу. И внегда гоним, возбегнет на высоту и ввержет себя долу, без накости пребывает. Подружия себе не имать, живёт 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай моря, и от него возрастает червь; а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силён, сиротеет и умирает».
Ну и что? Намного ли отличаемся сегодня мы от наших далёких предков, над которыми некоторые сегодня потешаются? Сравните этот текст со следующим:
«На глубине от 50 до 120 метров пролегает вторая, засекреченная система московских подземок — «Метро-2». Заложена она по разнарядке Сталина в 30-е на случай войны. В тайном метро четыре линии, а проход в него есть из Кремля, через коридоры и служебные помещения «красной» ветки. «Метро-2» укомплектовано всем необходимым, от запаса провианта до «ядерной» кнопки. «Метро-2» просто кишит гигантскими крысами, которые в холке достигают размеров средней собаки. Они перегрызают кабели, нападают на путевых обходчиков, а некоторые особи даже слегка светятся в темноте — не иначе последствия радиации. Для борьбы с крысами-мутантами в 1991 году был создан отряд спецназ, укомплектованный преимущественно бывшими десантниками, ранее проходившими службу в Афганистане. Они уничтожают монстров с помощью ранцевых огнемётов…».
Теперь попробуйте честно признаться: ведь верили? Не все, да. Но семеро из десяти точно верили в байки про московское метро. Могут поверить и те, кто через 200 лет будет читать в архивах статьи из газет, которыми торговали в российских электричках. Точно так же, как нынешние «исследователи» верят писателям-альтернативщикам, творившим свои бестиарии в XVII—XVIII веках.
Мифы существовали всегда. Существуют сегодня и будут иметь успех в будущем. Такова природа человека. Тяга к познанию часто трансформируется в тягу ко всему необычному. А в категорию необычного попадает практически всё, о чём судачили кухарки и извозчики, что «анализируют» альтернативные блогеры и о чём категорически молчит наука.
А молчание науки, как правило, интерпретируется просто:
Молчат, значит, есть что скрывать! Значит, наука в сговоре с паразитами!
Тем, кто так думает, бесполезно пытаться объяснить, что мудрый никогда не станет спорить с дураком. Конспирологи во всём видят подтверждения своим убеждениям, а попытки указать им на их ошибки приносят эффект, обратный ожидаемому: они в таких попытках видят только дополнительные доказательства своей правоты.
Плохо ли это? Скорее хорошо, чем плохо. Плохо, когда человек вообще ничем не интересуется. Но и риск погрузиться в мракобесие для них более чем реален. А это уже грустно. И даже опасно. На первый взгляд, нейтральные фантазии Ницше привели к появлению германского национал-социализма. А ещё недавно кажущаяся потешной, но милой вера некоторых в существование в древности нации укров теперь уже никого не забавляет.
Очень хотелось бы, чтоб как можно больше людей искали правду, а не подтверждения своим заблуждениям.
Судрома, 29.03.2023 г.