Найти тему

Записки молодого педагога. О единых учебниках и образовательных программах.

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня в одном из комментариев под своей статьей прочитал, что каждый год для школ пишутся и переиздаются всё новые учебники, но, по сути, ничего в них не меняется в лучшую сторону. Вынесу этот комментарий на обозрение, надеюсь, что читательница не обидится, я ей очень за комментарий благодарен.

... У нас, например, каждый год по моему предмету переиздаются учебники. Штампуют новый штамп ФГОС, а внутри всё то же - хоть бы заменили устаревшие упражнения, а то приходится объяснять детям, что такое "проявить плёнку" и "взять DVD напрокат". Английский язык. © Валерия К.

Я, конечно, взял только часть комментария, в котором было мнение о Петербургском международном форуме и было оно отрицательное, но в целом все свелось именно к этим словам.

Итак, учебники - это тоже очень болезненная тема в педагогике. По каждому предмету разработано огромное количество "линеек", которые созданы еще большим количеством авторов. Вся эта учебная литература одобрена и внесена в Федеральный перечень учебников. Но в чем разница учебников (а соответственно и программ)? Зачем по одному предмету две, три, а то и четыре разные линейки?

Вот такие еще недавно были "линейки" по моему предмету. На примере 5 класса.
Вот такие еще недавно были "линейки" по моему предмету. На примере 5 класса.

Я за время своей учительской деятельности успел поработать с двумя "линейками" учебников по ОБЖ. В чем разница? Учебные блоки переставлены местами, немного по-другому представлена информация, но самое главное отличие только в том, что после учебного параграфа идут другие задания. В принципе особой-то разницы и нет. Можно сколько угодно говорить про вариативность и уникальность образования в каждой отдельно взятой школе, но вот особых изменений я пока не замечал. При чем по моему предмету, старый учебник был одобрен еще и МЧС, в отличие от нового, с моей точки зрения в области ОБЖ, это имеет определенное значение.

Учительские трудности

И какой же учебник выбрать?)
И какой же учебник выбрать?)

Многие говорят, что учитель сам выбирает по какому учебнику ему учить детей. Ну да, ну да... Приходит в школу новый учитель (хорошо, если в начале учебного года) и говорит о том, что он будет работать вот по такому-то учебнику. Здорово! Но его нет в школьной библиотеке. И что с этим делать? Учебники уже все закуплены и заказывать их снова никто не будет. Иначе - это нецелевое расходование средств. Предложить купить учебник родителям? Давайте прочитаем, что об этом говорят:

Вступивший в силу с 1 сентября 2013 года Закон об образовании в РФ обязывает образовательные организации бесплатно предоставлять в пользование учащимся учебники и учебные пособия, входящие в комплект, в пределах Федеральных государственных образовательных стандартов.

Делаем вывод, что родителей мы просить о закупках учебников не можем. Выходит, что учитель не выбирает по каким учебникам ему учить, а приспосабливается под те, что есть в конкретном учебном заведении.
Понятно, что "втихаря", учитель может вести уроки по любым учебным материалам, но мы же с вами понимаем, что это не совсем законно.

Детские проблемы

Многим детям очень тяжело дается переход на другую образовательную программу.
Многим детям очень тяжело дается переход на другую образовательную программу.

Да, многое говориться, что образование должно быть более разнообразным, что мы должны воспитывать гармоничную личность с уникальными знаниями и качествами, но получается ли это сделать? Очень сомнительно!

Самое печальное, что если ребенок переходит в другую школу будучи успешным и сталкивается с абсолютно другой программой и другим учебником, то из отличника/хорошиста, он может опустится до уровня, в лучшем случае, троечника, что в конечном итоге убьет у ребенка всю мотивацию к обучению.

Можно долго говорить, как плохо было жить в СССР (я хоть и не жил, но, что-то мне кажется, что все было не так плохо, как об этом говорят), но там были единые учебники везде. От Калининграда до Владивостока. И ребенок, переходя в другую школу не выпадал из обучения. Все было понятно и адаптироваться под новые программы и учебники не приходилось.

И вы знаете, много можно говорить, о том, что в СССР было стандартное образование и все были абсолютно одинаковыми (с чем я опять же готов спорить). Но уровень знаний у выпускников был значительно выше. Можете не соглашаться, но даже наши "западные партнеры" это признавали:

«Советское образование — лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой» © 35-й президент США Джоном Кеннеди

А сейчас мы много где выигрываем?

Новые реалии

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов знакомит нас с новым учебником истории.
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов знакомит нас с новым учебником истории.

Со следующего учебного года в школах должны реализовываться единые общеобразовательные программы по шести предметам: по истории, обществознанию, русскому языку, литературе, географии и ОБЖ. А значит должны появиться и единые учебники по данным дисциплинам.

Мы приняли решение и сократили Федеральный перечень учебников до фактически одного учебника по каждому предмету, за исключением истории. Изначально обсуждалось, когда принимался историко-культурный стандарт, что по истории останется три учебника, но уже принято решение, что и здесь будет создан единый учебник, – сказал Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

Министр просвещения также подчеркнул, что важнейшая работа сегодня – восстановление единого образовательного пространства в стране, чтобы школы могли работать по единым программам, утвержденным Министерством.

Судя по всему, мы начинаем отказываться от той системы образования, которая имеется на сегодняшний момент. Многие говорили, что она малоэффективна и только вредит нашему государству. Наконец-то, начали происходить какие-то изменения в этой сфере. Нужно ли полностью возвращаться к советской системе - думаю, что нет. Есть современные реалии и их нужно учитывать. Принесет ли успех такая стандартизация образования? Посмотрим! Но, надеюсь, что это к лучшему. Образование реформируется. Еще бы и статус учителя поднять...

На этом все! Спасибо за внимание! А как вы считаете нужен единый учебник или должна остаться вариативность? Пишите в комментариях!