Здравствуйте, уважаемые посетители канала. Сегодняшняя публикация снова посвящена карикатурам на сельскую тему. С предыдущей подборкой рисунков подобной тематики, если эти вас заинтересуют, вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ. В СССР в 70-е годы прошлого века на селе проживало около 100 миллионов граждан, и пройти мимо различных неурядиц и негативных моментов их жизни «крокодильские» художники-сатирики, разумеется, не могли. Впрочем, я уверен, что сюжеты этих карикатур были в те времена близки и многим горожанам тоже, так как значительная их часть являлась тогда городскими жителями, так сказать, в первом поколении. Ну а нам сегодня интересно, прежде всего, то, с каким остроумием советские художники-карикатуристы эти, существовавшие тогда на селе проблемы, обозначали. Смотрим))
Чьё крыльцо решил пустить на дрова сельсовет на карикатуре ниже, остается только догадываться, но уверен, что наверняка не от здания, где он сам заседает и работает. Также загадкой для меня является и то, почему для членов сельсовета "раскурочить" чей-то дом в деревне проще, чем привезти в библиотеку машину дров из леса.
- Библиотеку отапливаю, чем придется. Сельсовет вон крыльцо пожертвовал.
Сюжет следующей карикатуры значительно оптимистичнее предыдущей, и повод для подобного оптимизма у её автора, как мне кажется, был определенно. Насчет засилья автомобилей на сельских улицах он, конечно, преувеличил, но мотоциклы, начиная с конца 60-х, постепенно становились не селе семейным транспортом чуть ли не обязательным:
- У нас в колхозе теперь такое движение, что пришлось учредить должность регулировщика.
А этот рисунок бьет сатирой по негативному факту советской действительности, касавшегося не только сельских жителей, но и, практически, всех граждан страны. Это - откровенно никудышное качество мебели, которую в те времена производили некоторые советские мебельные фабрики:
- Откуда дровишки?
- Из раймага, вестимо...
"Левачить" не только на рабочем, но и на наличном транспорте в те времена в СССР не разрешалось никому, и колхозники - не исключение. Однако такая игра "левых" пассажиров "в прятки", как на рисунке ниже, случалась тогда, по-моему, крайне редко. Обычно водитель просто заранее обзаводился нужной "бумагой", что в город он едет исключительно по делу, а пассажиры в кузове - это просто попутчики:
- Да что вы, товарищ начальник, какие левые рейсы?
Ездить за покупками промышленных товаров в город деревенским жителям приходилось всегда, а в советские времена магазины промтоваров и универмаги работали ещё и в каждом районном центре и центральной усадьбе каждого колхоза. Однако, судя по претензиям автора следующего рисунка, такое их распределение жителей некоторых сел в 70-х годах явно не устраивало:
- В нашем селе до любого магазина - рукой подать.
Недостаток специалистов был в советские времена "вечной болью" для многих колхозов, справиться с которой они пытались, специально отправляя на обучение в город местных уроженцев и выплачивая им стипендию из колхозной кассы. Однако, как я понял из сюжета следующей карикатуры, возвращаться обратно в родную деревню некоторые из последних не только "передумывали" во время учёбы, но, отправляясь в город, даже и не планировали:
Сжигая за собой мосты...
Последняя в этой публикации карикатура про издержки такого распространенного в советские времена, правда, далеко не везде, вида сельского "бизнеса", как сдача жилья в аренду на летнее время горожанам. Над кем подтрунивает автор в её сюжете - над хапужистыми селянами, умудрившимися сдать на лето чердак, или над их временными жильцами, не желающими придерживаться правил общежития - выбирайте сами))
- Угораздило нас сдать молодым чердак!
На сегодня всё)) Хорошего вам настроения и здоровья))