Найти в Дзене

Храм архитектора Тона в Угличе. Собор разрушен – да здравствует собор!

Зодчий Константин Андреевич Тон (1794-1881) вошел в историю как создатель храма Христа Спасителя в Москве. Памятник, разрушенный в 1931 г. был восстановлен в 1996-1999 гг., и сегодня почитается одним из символов России.

Храм Христа Спасителя в Москве. Архитектор К.А. Тон. https://moskultura.ru/wp-content/uploads/2022/02/hramxxc6-1140x830.jpg
Храм Христа Спасителя в Москве. Архитектор К.А. Тон. https://moskultura.ru/wp-content/uploads/2022/02/hramxxc6-1140x830.jpg

А начиналась творческая биография Тона с церкви Великомученицы Екатерины в Екатерингофе (близ Калинкина моста в С-Петербурге). В 1830 году местные прихожане обратились к властям с прошением о строительстве нового приходского храма взамен обветшавшей деревянной церкви.

Просьба верноподданных граждан нашла отклик в высоких кругах - к решению проблемы подключился сам император Николай I. По его указу был объявлен конкурс на лучший проект храма. По всему, Государь стремился найти зримый образ провозглашенной им державной идеи: «Православие. Самодержавие. Народность». Одним из условий конкурса значилось: «Создать храм в старинном русском стиле». Однако, все восемь представленных к рассмотрению вариантов были отвергнуты пристрастным самодержцем.

Тем временем о конкурсе прослышал молодой выпускник Императорской Академии художеств, ученик Воронихина - Константин Тон. Золотой медалист и стипендиат Академии, он буквально накануне возвратился в Петербург из длительной стажировки в странах Европы.

Карл Брюллов. Портрет архитектора К.А. Тона. 1823-1827. Государственный Русский музей. https://primorye24.ru/uploads/media/news/0002/88/4670bbb9d2eb4fec7509db567d9e20ffa5dd29b8.jpeg
Карл Брюллов. Портрет архитектора К.А. Тона. 1823-1827. Государственный Русский музей. https://primorye24.ru/uploads/media/news/0002/88/4670bbb9d2eb4fec7509db567d9e20ffa5dd29b8.jpeg

Но вот незадача, о «русском стиле» сын обрусевшего немецкого ювелира имел весьма смутное представление. Ясность внес тогдашний президент Академии художеств А.Н. Оленин. При встрече он показал Тону рисунки лучшего знатока русских древностей – академика Ф.Г. Солнцева: «Вот, верно в таком ключе нужно работать»!

Свежий взгляд, помноженный на незаурядные способности, привел к успеху. Проект Тона очень понравился Государю, и был немедленно утвержден к исполнению.

Архитектор К.А. Тон. Эскизный проект церкви Великомученицы Екатерины в Екатерингофе http://www.ikamil.ru/info/sxema/bar01/big/007.jpg
Архитектор К.А. Тон. Эскизный проект церкви Великомученицы Екатерины в Екатерингофе http://www.ikamil.ru/info/sxema/bar01/big/007.jpg

И более того, в Академии художеств Тону предложили принять участие в разработке проекта национального мемориала в Москве в честь победы 1812 г. Идея создания храма Христа Спасителя зародилась еще в царствование Александра I. К проектным работам тогда подключились 38 архитекторов, включая прославленных зодчих Джакомо Кваренги и Василия Стасова. Одним лишь Андреем Воронихиным было представлено восемь различных вариантов.

В 1817 году на Воробьёвых горах даже началось строительство памятного храма по проекту архитектора А. Витберга. Но замысел, не нашедший всесторонней поддержки, вскоре заглох из-за финансовых неурядиц.

Представленный же Тоном проект грандиозного храма в русско-византийском стиле сразу удостоился высочайшего одобрения! И в сентябре 1839 года в Москве на Волхонке состоялась торжественная закладка собора во имя Христа Спасителя. Строительство продолжалось несколько десятилетий - до 1883 г. По преданию, перед смертью обездвиженный Тон попросил отнести его к собору, чтобы полюбоваться своим лучшим творением.

Литография 19 в. Храм Христа Спасителя в Москве. https://100knig.com/wp-content/uploads/2021/04/19.-Proekt-dizajna-HHS.jpg
Литография 19 в. Храм Христа Спасителя в Москве. https://100knig.com/wp-content/uploads/2021/04/19.-Proekt-dizajna-HHS.jpg

Однако вернемся к церкви Святой Екатерины в Екатерингофе. Облик первого в Северной столице здания в русско-византийском стиле резко контрастировал с классической застройкой города. Вокруг него разворачивались горячие споры: кому-то он нравился, иным же казался чужеродным явлением, искажающим изысканный облик Петербурга.

Церковь Великомученицы Екатерины на Петергофской дороге. Гравюра. Середина – вторая половина XIX в. http://www.designbook.ru/images/content/books/pict3_2377.jpg
Церковь Великомученицы Екатерины на Петергофской дороге. Гравюра. Середина – вторая половина XIX в. http://www.designbook.ru/images/content/books/pict3_2377.jpg

Но при бурном росте столичного населения Екатерининский храм самым наилучшим образом отвечал реалиям нового времени: мог вместить до 2 тысяч прихожан, и позволял без тесноты, «полным чином», совершать православные обряды и таинства.

Советские искусствоведы о наследии Тона, как правило, высказывались критически: - мол, пример бездушного официоза мрачной николаевской эпохи, лишенный искры подлинного творчества …

Однако, как довелось убедиться, в народе зачастую бытуют иные мнения. Так, жители Ельца искренне гордятся своим храмом, построенным по проекту Константина Тона: «Наш Вознесенский собор самый высокий в России после питерского Исаакия. И самый красивый! Вы на него снизу взгляните, от реки Сосны – залюбуешься»!

И действительно, трудно не согласиться: 74-х метровый храм, горделиво возвышающийся на береговой круче, смотрится превосходно!

Архитектор К.А. Тон. Вознесенский собор в Ельце https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/bc9/5fd/bc95fd21a2e2c1ebb8e1836bbdbe20b9.jpg
Архитектор К.А. Тон. Вознесенский собор в Ельце https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/bc9/5fd/bc95fd21a2e2c1ebb8e1836bbdbe20b9.jpg

Среди достоинств Константина Андреевича Тона следует также отметить его огромный вклад в разработку основ типового проектирования.

Чертежи и расчетные сметы, выполненные им с немецкой аккуратностью, позволяли успешно вести строительство на местах. Пожалуй, самым известным примером являются два одинаковых здания – Ленинградского вокзала в Москве и Московского в Петербурге. Они построены по проекту Тона в 1847-1851 гг.

Но поистине беспрецедентных масштабов достигло типовое строительство в церковном зодчестве. Первенец Тона - храм Святой Екатерины в Екатерингофе послужил прообразом для целого ряда монументальных церквей, воздвигнутых в различных уголках России. Специалисты насчитывают их до нескольких десятков – как в губернских, так и уездных городах.

Архивное фото. Иваново-Вознесенск, церковь Рождества Христова. Архитектор К.А. Тон. 1848-1851 гг. Снесена в 1932 г. https://humus.livejournal.com/5525692.html
Архивное фото. Иваново-Вознесенск, церковь Рождества Христова. Архитектор К.А. Тон. 1848-1851 гг. Снесена в 1932 г. https://humus.livejournal.com/5525692.html

Однако нужно сказать, что при явном композиционном сходстве провинциальные собратья-близнецы всё же отличаются рядом существенных деталей.

Так, собор Боголюбского монастыря близ Владимира (1855-1866) не имеет кокошников в основании барабанов.

Архитектор К.А. Тон. Собор Боголюбского монастыря https://ic.pics.livejournal.com/nikitinskii/32336246/5458117/5458117_original.jpg
Архитектор К.А. Тон. Собор Боголюбского монастыря https://ic.pics.livejournal.com/nikitinskii/32336246/5458117/5458117_original.jpg

У Рождественского собора в Ростове-на-Дону (1854-1860) кокошники также отсутствуют. В облике Троицкого собора в Яранске (1845-1857) сильно акцентированы колонки аркатурного пояса.

Архитектор К.А. Тон. Рождественский собор в Ростове - на - Дону https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a0/Rostov_on_Don_Cathedral_2021.jpg/1599px-Rostov_on_Don_Cathedral_2021.jpg?20210517110958
Архитектор К.А. Тон. Рождественский собор в Ростове - на - Дону https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a0/Rostov_on_Don_Cathedral_2021.jpg/1599px-Rostov_on_Don_Cathedral_2021.jpg?20210517110958
Архитектор К.А. Тон. Троицкий собор в Яранске Кировской области https://www.brodyaga.ru/pages/photos/Russia/Yaransk%20Russia%201592888228(www.brodyaga.com).jpg
Архитектор К.А. Тон. Троицкий собор в Яранске Кировской области https://www.brodyaga.ru/pages/photos/Russia/Yaransk%20Russia%201592888228(www.brodyaga.com).jpg

Сам же петербургский оригинал, увы, до наших дней не дошел. В 1929 году храм Святой Екатерины в Екатерингофе был разобран на кирпичи. В 1936-1939 гг. на его месте по проекту архитектора Лазаря Хидекеля был построен кинотеатр «Москва».

Но как известно, рукописи не горят … Перефразируя крылатое выражение, можно сказать, что храмы не рушатся, кирпичи не бьются. Прямой аналог примечательной Екатерининской церкви сохранился в городе Угличе. Речь о соборе Богоявленского монастыря, построенном по типовому проекту К.А. Тона в 1843-1853 гг.

Архитектор К.А. Тон. Собор Богоявленского монастыря в Угличе. 1843-1853 гг.
Архитектор К.А. Тон. Собор Богоявленского монастыря в Угличе. 1843-1853 гг.

При сравнении угличского собора с сохранившимися фотографиями питерского памятника видно, что в них совпадает практически всё – от общих пропорций в построении фасадов, до очертаний «византийских» окон и кокошников на барабанах.

Архивное фото. Церковь Великомученицы Екатерины в Екатерингофе https://dzen.ru/b/YmJYCai0Jzr3JEyo
Архивное фото. Церковь Великомученицы Екатерины в Екатерингофе https://dzen.ru/b/YmJYCai0Jzr3JEyo

Известный историк Борис Михайлович Кириков в своей книге «Углич» (Л., 1984) дал Богоявленскому храму весьма сдержанную оценку: «Рисунок (его) деталей измельчён и засушен. Громоздкий массив собора, расположенного на углу квартала, властно вторгся в один из поэтичных уголков старого Углича». М-да, прямо-таки суровый приговор … Как видно на фото, в "поэтичный уголок", скорее, вторглось здание ГЭС

Богоявленский монастырь в панораме Углича
Богоявленский монастырь в панораме Углича
Наиболее ценным памятником монастыря считается церковь Смоленской Богоматери 1689-1700 гг.
Наиболее ценным памятником монастыря считается церковь Смоленской Богоматери 1689-1700 гг.
-15

И по части поэзии стоит заметить, что знаменитая Ольга Фёдоровна Берггольц через всю жизнь, через войну и страшную блокаду, пронесла самые светлые воспоминания о Богоявленском соборе!

Будущая поэтесса жила в Угличе с 1918 по 1921 гг. Мать привезла 8-ми летнюю Олю в маленький волжский городок из голодного революционного Петрограда. По ордеру городской коммуны они поселились в келье бывшего Богоявленского монастыря.

Архивное фото. Вид Богоявленского монастыря в Угличе  https://content.foto.my.mail.ru/mail/sasin62/35193/h-36173.jpg
Архивное фото. Вид Богоявленского монастыря в Угличе https://content.foto.my.mail.ru/mail/sasin62/35193/h-36173.jpg

Позже Берггольц оставила в своей автобиографической повести «Дневные звезды» (1955 г.) такие строки:

«Школа помещалась в том же монастыре, на другом конце, в красном кирпичном здании, которое раньше называлось «покоями» и стояло прямо напротив высокого белого собора с пятью синими главами, и главы были усыпаны крупными золотыми звездами».

И далее: «Тёмное, бедственное жильё времён детства и гражданской войны - эта келья, этот угол монастырского двора с могучими липами и, главное, высокий белый пятиглавый собор напротив школы - всё это стало мне почему-то сниться как место чистейшего, торжествующего, окончательного счастья».

Вид Богоявленского собора. Слева фрагмент кирпичного здания бывшей школы
Вид Богоявленского собора. Слева фрагмент кирпичного здания бывшей школы

Сегодня стихи Ольги Берггольц вновь звучат в эфире. Недавно по TV читали её «Первое письмо на Каму» (1941 г.). Однако сильная вещь:

Я берегу себя от плена,
позорнейшего на земле,
Мне кровь твоя, бушуя в венах,
диктует: «Гибель, но не плен!»

Не бойся, мама, я не струшу,
не отступлю, не побегу.
Взращенную тобою душу
непобежденной сберегу …

На гранитной доске, установленной в монастыре, отражаются «дневные звезды» соборных куполов, видевшиеся ей в далеких двадцатых

Памятная доска в честь Ольги Берггольц в Богоявленском монастыре
Памятная доска в честь Ольги Берггольц в Богоявленском монастыре