Третья часть саги о Майкле Корлеоне появилась на свет по той же причине, что и первая, - в связи с плохим финансовым положением Фрэнсиса Форда Копполы. Только на этот раз всё было еще хуже: ряд его собственных крупнобюджетных проектов, запущенных кинокомпанией Копполы «Zoetrope» на протяжении 80-х и провалившихся в прокате, окончательно поставили компанию на грань граха.
Поэтому Коппола принял предложение "Парамаунта" (как и в начале 70-х) и вместе с Марио Пьюзо приступил к написанию сценария под названием "Смерть Майкла Корлеоне", которое впоследствии было отвергнуто "Парамаунтом".
Добавим также, что на пути было немало препон, в первую очередь - финансовых. Например, алчный Майкл Корлеоне Аль Пачино хотел актерский гонорар в размере семи миллионов (Коппола сторговался на пяти, пригрозив смертью Майкла в начале фильма), а Роберт Дювалл, игравший Тома Хагена, и вовсе выбыл из проекта, - он считал свою роль значимой и не желал зарабатывать в семь раз меньше Аль Пачино.
Как бы то ни было, в итоге производственный бюджет составил 54 миллиона долларов, - деньги по тем меркам для Голливуда приличные.
Забегая вперед, скажу, что фильм собрал в прокате 136 миллионов, - и это так себе результат, а хорошую прибыль принес и реально выручил Копполу его следующий проект - "Дракула Брэма Стокера" (1992).
Действие третьей части происходит в конце 70-х. Империя Корлеоне процветает. У Майкла с Кей выросли дети, Мэри и Энтони. Мэри возглавляет благотворительный фонд Корлеоне, а Энтони вообще намерен отколоться от семейного бизнеса и стать оперным певцом.
Конечно, Майкла решение Энтони не устраивает, ему нужен преемник. Прикрываясь заботой о детях, Майкл пытается максимально перевести бизнес на законные рельсы, - чтобы детям не было стыдно за "кровавые" деньги. Но все понимают, что в мире больших денег - честности не бывает.
Тут надо заметить, и я хочу это подчеркнуть, что Коппола и Пьюзо сделали подлинно христианский фильм, поэтому рассматривать третью часть буду именно в такой парадигме.
К Богу каждый приходит по своему: Корлеоне - через банк Ватикана, с руководителем которого у него деловые отношения (с некоторым изумлением прожженный барыга Майкл узнаёт, что в Ватикане сидят барыги похлеще его самого).
По божьей милости Корлеоне дается шанс на искупление грехов - через покаяние. Исповедником Майкла выступает новый кардинал, на которого возлагаются определенные надежды в плане бизнеса.
Раскаяние Майкла является абсолютно искренним, он выкладывает все без утайки, в том числе, сообщает об убийстве брата. Ему отпускаются грехи, перед ним открываются врата Царства небесного.
Но Майкл не делает правильных выводов, - либо ему достаточно того, что он выговорился, либо он просто не может остановиться, а может быть, и то, и другое сразу. Одним словом, он упускает свой последний шанс, и по божественному закону получает смертельный удар, fatality. Третья часть заканчивается так же, как и первая, - изобретательно поставленным массовым убийством, можно сказать, побоищем. Семья Корлеоне мочит своих врагов, а враги мочат семью Корлеоне. Враг знает, что самый сильный ущерб можно нанести, уничтожив кого-то из близких. Такой жертвой становится дочь Майкла Мэри, и Майкл сходит с ума от горя.
То есть, Бог лишает Корлеоне разума, и это считается самым страшным наказанием. Так считали в ведической Индии, так считали в античной Греции. В христианстве же это означает одно: безумец не может покаяться, поскольку лишен самосознания, а значит, не может получить отпущения грехов, и, значит, отправится в ад.
Майкл умирает, но не благостно, как своевременно отошедший от дел Вито Корлеоне в первой части, а погрузившись в пучины безумия, замкнувшись на своем внутреннем мире, преисполненном кошмаров. По сути, в финале третьей части мы уже лицезреем Майкла Корлеоне в аду.
Оценка: 9,0 из 10.
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола.
Сценарий: Марио Пьюзо, Фрэнсис Форд Коппола,
Оператор: Гордон Уиллис,
Композитор: Кармине Коппола.
В главных ролях: Аль Пачино, Талия Шайр, Энди Гарсия.
В ролях: Дайан Китон, София Коппола, Эли Уоллах, Джон Уоллек, Бриджит Фонда, Джордж Хэмилтон, Раф Валлоне, Джон Сэвэдж, Донал Доннелли, Ричард Брайт, Хельмут Бергер, Франко Читти.
Интересные факты о фильме:
- Вместо Софии Копполы дочь Майкла Корлеоне должна была исполнить Вайнона Райдер, но она ушла к Тиму Бартону — сниматься в "Эдварде Руки-ножницы". Среди других кандидатур числилась Джулия Робертс. А еще в этой роли пыталась засветиться Мадонна. Последним двум барышням, возможно, крупно повезло, потому что София Коппола собрала больше всего (в процентном соотношении — 65%) голосов в номинации "худшая новая звезда" и "худшая актриса второго плана" за всю историю "Золотой малины".
- Коппола собирался снять и четвертую часть, в которую главная роль отводилась новому крестному отцу - Винсенту в исполнении Энди Гарсия. Но Марио Пьюзо вскоре скончался, а без него Коппола снимать не хотел.
- Вместо Энди Гарсии роль Винсента могли сыграть: Алек Болдуин, Мэтт Диллон, Винсент Спано, Вэл Килмер, Чарли Шин, Билли Зэйн, Николас Кейдж.
- Роберт Де Ниро хотел поучаствовать в проекте, но Коппола, поразмыслив, отказал ему.
- Сюжет частично основан на идеях, опубликованных в книге Дэвида Яллопа "Во имя Господа".
- Появление в кадре апельсинов в каждом фильме трилогии предвещает убийство или покушение на убийство.
Читайте также:
📖 Купить в "Лабиринте" официальный артбук с большой коллекцией иллюстраций и эксклюзивных материалов: