Найти в Дзене
Налоги и Жизнь

Предпринимателей обязывают получить электронную подпись: сможет ли ИП работать без ЭЦП

Оглавление

В каких случаях необходима электронная цифровая подпись и можно ли вести бизнес без неё

фото автора
фото автора

ИП на патенте посетил налоговую инспекцию, чтобы получить бланк документа, который требовалось заполнить для уменьшения стоимости патента. Бланк ему дали, со словами: "Нужно получить ЭЦП и подать заявление в электронном виде. Иначе, мы ничего сделать не сможем".

Критичный ум предпринимателя засомневался: "Зачем выдали бумажный бланк, если без электронного документа дело не справится?" Спешить с выпуском ЭЦП не стал. Решил прежде проконсультироваться.

Бланк выдали потому, что налоговый инспектор, обязан выдать по запросу налогоплательщика любой документ, предоставив при этом всю необходимую информацию, связанную с исчислением и уплатой налога.

Что касается информации, она в текущем году, в связи с переходом на новый способ оплаты и администрирования налоговых платежей, настолько противоречива, что вполне способна запутать голову не только плательщику, но и сборщику налогов. Разноречивость требований заметили многие, судя по обращениям и постам в социальных сетях.

Небанальная идея, что знание достигается путем выбрасывания мусора из головы, принадлежит Н. Н. Талебу. Воспользуемся ею, чтобы прийти к пониманию того, в каких случаях индивидуальному предпринимателю нужна ЭЦП, а когда ещё можно действовать "по старинке".

Процесс взаимодействия с налоговым органом, связанный с исчислением и уплатой налогов, всё больше приобретает цифровую направленность. Информация часто предоставляется, причём обеими сторонами, в виде электронных документов. Для их получения и отправки требуется квалифицированная электронная цифровая подпись.

Налоговые инспекции очень активно привлекают предпринимателей к открытию личных кабинетов налогоплательщика и выпуску электронных подписей. Иногда уговаривают, иногда обязывают. Во-первых, это удобно. Во-вторых, улучшает показатели деятельности инспекторов. В-третьих, действительно, выполнение определённой задачи уже не возможно без ЭЦП.

ЭЦП понадобится индивидуальному предпринимателю (ИП):

  • Если ИП применяет общую систему налогообложения и является плательщиком НДС.

Декларация по НДС и сопутствующие ей документы сдаются исключительно в электронном виде. За представление отчета в ином формате введена ответственность по статье 119.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 200 рублей. На практике - сдать Декларацию на бумаге не возможно, даже согласившись на штраф.

  • Если ИП должен отчитываться в статистику.

В статистику, рано или поздно, отчитается каждый предприниматель. Периодически Росстатом проводятся выборочные статистические наблюдения и попасть в выборку может каждый, даже если нет обязанности сдавать обязательную статотчетность. Статформы принимаются только в электронном виде.

  • Если у ИП численность персонала превышает 10 человек.

Большая часть налоговой отчетности и отчетности в ЕСФ у таких предпринимателей принимается в электроном виде.

  • Если ИП ведёт отдельные виды деятельности, которые требуют регистрации в специализированных учётных системах (например, ЕГАИС при торговле лесом).
  • Если ИП планирует участвовать в тендерах.

Доступ на электронные площадки - с ЭЦП.

Всё вышеперечисленное вправе сделать представитель ИП по доверенности, со своей электронной подписью. Индивидуальный предприниматель может пока обойтись без ЭЦП.

Однако с 1 сентября 2023 года начнёт действовать обязательная форма машиносчитываемой доверенности, для формирования которой, понадобиться электронная подпись доверителя.

  • Если ИП перешёл на уплату единого налогового платежа в рамках ЕНС и требуется распоряжение счётом.

Суть ЕНП в том, что налогоплательщик отправляет на единый счёт обезличенную сумму денег, которая уходит на гашение всех его налоговых обязательств при наступлении срока. Для самостоятельного распоряжения средствами, отправленными на ЕНС, нужно направлять в налоговый орган электронные документы, подписанные ЭЦП.

Распоряжение к ЕНС, в форме уведомления или заявления в электроном виде понадобится:

  1. при перечислении аванса по налогу, сбору, страховому взносу;
  2. при зачёте суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо в счёт исполнения предстоящих обязанностей по уплате налога, сбора, страхового взноса;
  3. при зачёте суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо в счёт погашения задолженности, не учитываемой в совокупной налоговой обязанности налогоплательщика;
  4. при оплате налоговой задолженности, производимой налогоплательщиком за другое лицо;
  5. при исполнении решений налоговых органов, исполнительных документов;
  6. при возврате денежных средств с ЕНС.

Для оплаты налога (страхового взноса) в срок, установленный НК РФ, или после того, как сдана налоговая декларация (расчёт), в том числе уточнённая декларация, электронный документ от ИП не потребуется.

  • Если ИП планирует уменьшить свои налоговые обязательства на специальных налоговых режимах.

При отсутствии электронной цифровой подписи и доступа к личному кабинету ИП, можно лишиться права уменьшить налоговые обязательства ИП на суммы уплаченных раньше срока страховых взносов (в том числе в фиксированном размере), так как с введением ЕНС и перечислением на него обезличенного платежа, требуется уведомить налоговый орган в оплату чего поступили деньги на счёт, отправив для этого информацию, исключительно в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Однако в переходный период ИП вправе отправлять отдельные платёжные поручения в банк по каждому налогу, с указанием КБК налога, а не обезличенный ЕНП. В этом случае, для уменьшения налоговых обязательств, например, по патенту или авансовому платежу при УСН, информация в виде заявления, переданного в электронном виде, не понадобится.

Хотя, нередко, налоговые инспектора на местах требуют подачи заявления с ЭЦП, чтобы зачесть уплату страховых взносов в счёт патента, видимо не разобравшись, каким способом ИП перечислил страховые взносы. С чем и столкнулся предприниматель, упомянутый в начале статьи. Кстати, в его случае, ЭЦП не понадобилась. Стоимость патента (первые 2/3) была уменьшена налоговым органом на основании оплаты взносов отдельными платёжными поручениями и уведомления, переданного в налоговую инспекцию в бумажном виде, на бланке, полученном им в ИФНС.

Рекомендую в переходный период (2023 г.) уточнять для инспектора, каким образом Вы перечисляете налоговые платежи, прежде чем решать вопрос с ЭЦП.

Впрочем, получить ЭЦП не сложно. Потребуется приобрести рутокен (флешка), а в налоговой инспекции бесплатно выпустят электронную цифровую подпись. И настроить свое рабочее место (иногда потребуется специальная программа для работы с цифровой подписью КриптоПро CSP).

За помощью, включая удаленную настройку, можно обратиться по электронному адресу, указанному в профиле канала.