В каких случаях необходима электронная цифровая подпись и можно ли вести бизнес без неё
ИП на патенте посетил налоговую инспекцию, чтобы получить бланк документа, который требовалось заполнить для уменьшения стоимости патента. Бланк ему дали, со словами: "Нужно получить ЭЦП и подать заявление в электронном виде. Иначе, мы ничего сделать не сможем".
Критичный ум предпринимателя засомневался: "Зачем выдали бумажный бланк, если без электронного документа дело не справится?" Спешить с выпуском ЭЦП не стал. Решил прежде проконсультироваться.
Бланк выдали потому, что налоговый инспектор, обязан выдать по запросу налогоплательщика любой документ, предоставив при этом всю необходимую информацию, связанную с исчислением и уплатой налога.
Что касается информации, она в текущем году, в связи с переходом на новый способ оплаты и администрирования налоговых платежей, настолько противоречива, что вполне способна запутать голову не только плательщику, но и сборщику налогов. Разноречивость требований заметили многие, судя по обращениям и постам в социальных сетях.
Небанальная идея, что знание достигается путем выбрасывания мусора из головы, принадлежит Н. Н. Талебу. Воспользуемся ею, чтобы прийти к пониманию того, в каких случаях индивидуальному предпринимателю нужна ЭЦП, а когда ещё можно действовать "по старинке".
Процесс взаимодействия с налоговым органом, связанный с исчислением и уплатой налогов, всё больше приобретает цифровую направленность. Информация часто предоставляется, причём обеими сторонами, в виде электронных документов. Для их получения и отправки требуется квалифицированная электронная цифровая подпись.
Налоговые инспекции очень активно привлекают предпринимателей к открытию личных кабинетов налогоплательщика и выпуску электронных подписей. Иногда уговаривают, иногда обязывают. Во-первых, это удобно. Во-вторых, улучшает показатели деятельности инспекторов. В-третьих, действительно, выполнение определённой задачи уже не возможно без ЭЦП.
ЭЦП понадобится индивидуальному предпринимателю (ИП):
- Если ИП применяет общую систему налогообложения и является плательщиком НДС.
Декларация по НДС и сопутствующие ей документы сдаются исключительно в электронном виде. За представление отчета в ином формате введена ответственность по статье 119.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 200 рублей. На практике - сдать Декларацию на бумаге не возможно, даже согласившись на штраф.
- Если ИП должен отчитываться в статистику.
В статистику, рано или поздно, отчитается каждый предприниматель. Периодически Росстатом проводятся выборочные статистические наблюдения и попасть в выборку может каждый, даже если нет обязанности сдавать обязательную статотчетность. Статформы принимаются только в электронном виде.
- Если у ИП численность персонала превышает 10 человек.
Большая часть налоговой отчетности и отчетности в ЕСФ у таких предпринимателей принимается в электроном виде.
- Если ИП ведёт отдельные виды деятельности, которые требуют регистрации в специализированных учётных системах (например, ЕГАИС при торговле лесом).
- Если ИП планирует участвовать в тендерах.
Доступ на электронные площадки - с ЭЦП.
Всё вышеперечисленное вправе сделать представитель ИП по доверенности, со своей электронной подписью. Индивидуальный предприниматель может пока обойтись без ЭЦП.
Однако с 1 сентября 2023 года начнёт действовать обязательная форма машиносчитываемой доверенности, для формирования которой, понадобиться электронная подпись доверителя.
- Если ИП перешёл на уплату единого налогового платежа в рамках ЕНС и требуется распоряжение счётом.
Суть ЕНП в том, что налогоплательщик отправляет на единый счёт обезличенную сумму денег, которая уходит на гашение всех его налоговых обязательств при наступлении срока. Для самостоятельного распоряжения средствами, отправленными на ЕНС, нужно направлять в налоговый орган электронные документы, подписанные ЭЦП.
Распоряжение к ЕНС, в форме уведомления или заявления в электроном виде понадобится:
- при перечислении аванса по налогу, сбору, страховому взносу;
- при зачёте суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо в счёт исполнения предстоящих обязанностей по уплате налога, сбора, страхового взноса;
- при зачёте суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо в счёт погашения задолженности, не учитываемой в совокупной налоговой обязанности налогоплательщика;
- при оплате налоговой задолженности, производимой налогоплательщиком за другое лицо;
- при исполнении решений налоговых органов, исполнительных документов;
- при возврате денежных средств с ЕНС.
Для оплаты налога (страхового взноса) в срок, установленный НК РФ, или после того, как сдана налоговая декларация (расчёт), в том числе уточнённая декларация, электронный документ от ИП не потребуется.
- Если ИП планирует уменьшить свои налоговые обязательства на специальных налоговых режимах.
При отсутствии электронной цифровой подписи и доступа к личному кабинету ИП, можно лишиться права уменьшить налоговые обязательства ИП на суммы уплаченных раньше срока страховых взносов (в том числе в фиксированном размере), так как с введением ЕНС и перечислением на него обезличенного платежа, требуется уведомить налоговый орган в оплату чего поступили деньги на счёт, отправив для этого информацию, исключительно в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Однако в переходный период ИП вправе отправлять отдельные платёжные поручения в банк по каждому налогу, с указанием КБК налога, а не обезличенный ЕНП. В этом случае, для уменьшения налоговых обязательств, например, по патенту или авансовому платежу при УСН, информация в виде заявления, переданного в электронном виде, не понадобится.
Хотя, нередко, налоговые инспектора на местах требуют подачи заявления с ЭЦП, чтобы зачесть уплату страховых взносов в счёт патента, видимо не разобравшись, каким способом ИП перечислил страховые взносы. С чем и столкнулся предприниматель, упомянутый в начале статьи. Кстати, в его случае, ЭЦП не понадобилась. Стоимость патента (первые 2/3) была уменьшена налоговым органом на основании оплаты взносов отдельными платёжными поручениями и уведомления, переданного в налоговую инспекцию в бумажном виде, на бланке, полученном им в ИФНС.
Рекомендую в переходный период (2023 г.) уточнять для инспектора, каким образом Вы перечисляете налоговые платежи, прежде чем решать вопрос с ЭЦП.
Впрочем, получить ЭЦП не сложно. Потребуется приобрести рутокен (флешка), а в налоговой инспекции бесплатно выпустят электронную цифровую подпись. И настроить свое рабочее место (иногда потребуется специальная программа для работы с цифровой подписью КриптоПро CSP).
За помощью, включая удаленную настройку, можно обратиться по электронному адресу, указанному в профиле канала.