Рассмотрим процесс цветокалибровки на примере проектора BenQ W1800 для домашнего кинотеатра. Калибровка проводится для режима Filmmaker. Этот режим рекомендуется для просмотра фильмов, так как воспроизводит изображением с точной цветопередачей и глубокой контрастностью в помещениях с не слишком ярким естественным освещением, создавая эффект присутствия, как в настоящем кинотеатре.
В предыдущей статье мы рассказали, зачем проводить цветокалибровку проектора и что понадобится для самостоятельной калибровки проектора в домашних условиях.
Напоминаем! Для каждого HDMI-входа проектора действуют свои цветовые настройки, так что нужно сразу определиться, по какому входу будет подключен проигрыватель или тв-приставка.
Видео по цветокалибровке в конце статьи!
Руководство по цветокалибровке проектора
1. В меню проектора выберите режим FILMMAKER, сбросьте настройки до заводских, установите формат Авто для HDMI, отключите все функции улучшения изображения, например, установите на ноль функцию Brilliant Color.
2. Регулировка яркости и контрастности: подключите проигрыватель к проектору, запустите файл с черным-на-черном и белым-на-белом; смотрите на экран и регулируйте яркость и контрастность для получения максимального количества светлых и темных оттенков.
Что понадобится для цветокалибровки проектора?
3. Установите колориметр. Мы используем X-Rite i1 Display Pro. Закройте фильтр молочного стекла, установите колориметр посередине экрана и направьте его в объектив проектора.
4. Запустите на ноутбуке программное обеспечение для калибровки. В нашем примере мы используем бесплатное ПО HCFR Colorimeter (ColorHCFR). В программе выберите File, New, DVD Manual, согласитесь со всеми настройками по колориметру.
Мы специально выбрали пункт DVD Manual, а не AUTO, так как будем сами показывать нужные нам цвета с USB-флешки, установленной в проигрыватель. Из всего многообразного функционала этого ПО нам понадобится всего 2 окна: главное окно (Measures) с показателем Delta E – для регулировки точки белого (или градации серого), и вкладка (CIE Diagram) с диаграммой CIE для калибровки основных цветов.
5. Регулировка точки белого. Запустите видеофайл с 50% серого. В программе HCFR запустите автоматическое измерение. Для этого нажмите Play (зеленый треугольник), тогда софт будет проводить автоматические измерения каждые 3 секунды, и вы сможете видеть результаты регулировок в режиме реального времени.
Затем выбираем вкладку с диаграммой CIE и смотрим, куда попадает желтая точка измерений на этой диаграмме. Нам нужно попасть в самый центр белого фрагмента.
Для этого заходим в меню проектора Изображение-> Дополнительные настройки цвета -> Управление цветом и выбираем строку Баланс белого (W), жмем ОК.
Внизу экрана появляется дополнительное окно с регулировками уровня Красного, Зеленого и Синего цветов (Уров. R, Уров. G и Уров. B.). Наша задача – увеличивая или уменьшая числовые значения Уровня каждого цвета, поместить желтую точку результата измерения максимально точно в белую точку. Процесс интуитивно понятен. Выше уровень – ближе к вершине треугольника этого цвета, и наоборот. Попали – значит успешно выставили баланс белого для 50% серого цвета.
Теперь отрегулируйте баланс белого для остальных градаций серого цвета. Для этого запускайте файлы с разными градациями серого – от 0 до 100% с шагом 10% (от белого до черного). Для каждого уровня серого измеряйте результаты и настраивайте проектор так, чтобы получить правильный баланс белого.
В программе возвращаемся в окно Measures, запускаем на проигрывателе файл, например, с 80% или 70% серого. Автоматическое измерение уже включено, так что на экране меняются цифры баланса цвета RGB в процентах. В идеале все три цвета должны быть 100%, но мы будем идти на компромиссы. Наша задача – установить параметр Delta Е ниже 3-х. В этом случае глаз человека не сможет определить разницу с эталоном.
В меню проектора открываем вкладу Изображение-> Дополнительные настройки цвета -> Настройка цветовой температуры.
Там 2 группы параметров: Уровень и Смещение для 3-х основных цветов RGB. На каждый цвет влияние оказывают оба – и Смещение и Уровень, но Уровень больше влияет на светло-серый и белый, а Смещение – на черный и тёмно-серый.
К примеру, если проигрывается файл со светло серым 80%, то мы будем пользоваться в основном параметром Уровень. Значения по умолчанию (100 и 256) лучше не превышать, то есть регулировать будем вниз. Если мы видим, что Синий больше других, понижаем Уровень синего чтобы сделать Delta Е ниже 3-х. Проведите настройку для всех цветов. Теперь запустите файл с тёмно-серым, 20% или 30%, и регулируйте Смещением: понижайте значение в тех цветах, где есть превышение над остальными цветами. Наша цель та же: Delta Е меньше 3-х. Теперь проверяем все остальные файлы с градациями серого подряд от 0% до 100%, и регулируем Сдвиг или Усиление чтобы на всех градациях получить Delta Е меньше 3-х. Пройдитесь по всем файлам с градациями серого еще раз, везде должно быть Delta Е ниже 3-х. Если это категорически не получается, то придётся жертвовать более тёмным и чёрным, но светлый серый и белый должны быть обязательно меньше 3-х. А еще лучше – проделайте все настройки и измерения сначала.
6. Теперь отрегулируйте основные и вспомогательные цвета (RGBYCM). Вам понадобятся файлы, демонстрирующие 100% зеленый, 100% синий и т.д. В программе переключитесь на диаграмму CIE с треугольником, обозначающим стандарт Rec709. Автоматические измерения продолжаются.
Кстати, если Вы еще демонстрируете на экране серые цвета, то увидите измерение в центре диаграммы. Обратите внимания, что не важно показываете ли Вы на экране серый, белый или черный – значение измерения рисует нам точку в одном и том же месте – в точке белого. В прошлой статье мы говорили о 3х-мерном цветовом пространстве. Вот вам и доказательство – на нашей плоской двухмерной диаграмме CIE отсутствует ось яркости, поэтому неважно какая будет яркость – разницы колориметр не покажет. Следовательно, регулировать мы будем только 2 параметра для каждого цвета – Насыщенность и Оттенок.
На диаграмме CIE точка измерения перемещается от центра (точки белого) к вершине треугольника при повышении значения Насыщенности, а изменение Оттенка сдвигает точку измерения в ту или другую сторону к другим вершинам.
Запустите на проигрывателе файл, например, со 100% красным. Смотрите результаты измерения. Если не попали в вершину треугольника, значит нужно регулировать.
Заходим в пункт меню проектора Изображение-> Дополнительные настройки цвета -> Управление цветом. Нам нужны только Насыщенность и Оттенок.
Выберите красный цвет (R), меняйте параметр Оттенок для сдвига точки к соседним цветам и меняйте параметр Насыщенность для сдвига точки к центру или от центра диаграммы, пока не попадете точно в нужную вершину треугольника. Отметим, что в проекторах BenQ эти регулировки практически никак не влияют на баланс белого, который мы сделали в предыдущем пункте, и на другие цвета.
Последовательно отрегулируйте все 6 цветов, показывая соответствующие цветовые файлы и регулируя Насыщенность и Оттенок соответствующего цвета. Параметр Уровень в этом меню рекомендуется не трогать, за одним исключением. Если вдруг Вы никак не можете довести точку в нужную вершину, то есть не хватает диапазона значений Насыщенности и Оттенка, то следует изменить в меньшую сторону параметр Уровень в этом же пункте меню (не путать с Уровнем в предыдущем пункте о точке белого!) и снова попробовать двигать точку Насыщенностью и Оттенком, это, как правило, помогает поставить точку в нужное место. Если Вам всё же пришлось прибегнуть к подобному шагу, то либо Вы не сделали сброс к заводским настройкам, либо не отключили функции улучшения изображения, либо есть вопросы по точности колориметра, либо источник света в проекторе весьма уставший. Но в любом случае доведите калибровку до конца.
Кстати, если Вы найдёте достоверные файлы с 50% цветами или 25% цветами – нет никаких проблем отрегулировать и по ним, просто перемещая точку измерения в соответствующие квадратики на диаграмме CIE. Опять же подчеркнём, что точность цвета в бледных светлых тонах гораздо важнее для нашего глаза, чем точность цвета в 90%-100% насыщенных цветах, которые крайне редко встречаются в видеоматериале. А вот цвета кожи, неба, оттенки снега или заката – всё это часто показывается в кино, да и мы сами помним какие это цвета на самом деле, так что недостоверность в светлых оттенках мы почувствуем гораздо острее. И если чем-то придётся жертвовать – жертвуйте точностью высоконасыщенных цветов в интересах точности светлых слабо-насыщенных оттенков.
Итак, цветокалибровка завершена. Наслаждайтесь настоящим кино или видеоигрой на большом экране!