Найти в Дзене
BenQ

Цветокалибровка проектора: пошаговая инструкция

Оглавление

Рассмотрим процесс цветокалибровки на примере проектора BenQ W1800 для домашнего кинотеатра. Калибровка проводится для режима Filmmaker. Этот режим рекомендуется для просмотра фильмов, так как воспроизводит изображением с точной цветопередачей и глубокой контрастностью в помещениях с не слишком ярким естественным освещением, создавая эффект присутствия, как в настоящем кинотеатре.

В предыдущей статье мы рассказали, зачем проводить цветокалибровку проектора и что понадобится для самостоятельной калибровки проектора в домашних условиях.

Проектор BenQ для домашнего кинотеатра
Проектор BenQ для домашнего кинотеатра

Напоминаем! Для каждого HDMI-входа проектора действуют свои цветовые настройки, так что нужно сразу определиться, по какому входу будет подключен проигрыватель или тв-приставка.

Видео по цветокалибровке в конце статьи!

Руководство по цветокалибровке проектора

1. В меню проектора выберите режим FILMMAKER, сбросьте настройки до заводских, установите формат Авто для HDMI, отключите все функции улучшения изображения, например, установите на ноль функцию Brilliant Color.

Меню Изображение проектора BenQ W1800
Меню Изображение проектора BenQ W1800

2. Регулировка яркости и контрастности: подключите проигрыватель к проектору, запустите файл с черным-на-черном и белым-на-белом; смотрите на экран и регулируйте яркость и контрастность для получения максимального количества светлых и темных оттенков.

Что понадобится для цветокалибровки проектора?

3. Установите колориметр. Мы используем X-Rite i1 Display Pro. Закройте фильтр молочного стекла, установите колориметр посередине экрана и направьте его в объектив проектора.

4. Запустите на ноутбуке программное обеспечение для калибровки. В нашем примере мы используем бесплатное ПО HCFR Colorimeter (ColorHCFR). В программе выберите File, New, DVD Manual, согласитесь со всеми настройками по колориметру.

HCFR Colorimeter
HCFR Colorimeter

Мы специально выбрали пункт DVD Manual, а не AUTO, так как будем сами показывать нужные нам цвета с USB-флешки, установленной в проигрыватель. Из всего многообразного функционала этого ПО нам понадобится всего 2 окна: главное окно (Measures) с показателем Delta E – для регулировки точки белого (или градации серого), и вкладка (CIE Diagram) с диаграммой CIE для калибровки основных цветов.

Главное окно (Measures) с показателем Delta E
Главное окно (Measures) с показателем Delta E
Вкладка CIE Diagram с диаграммой CIE
Вкладка CIE Diagram с диаграммой CIE

5. Регулировка точки белого. Запустите видеофайл с 50% серого. В программе HCFR запустите автоматическое измерение. Для этого нажмите Play (зеленый треугольник), тогда софт будет проводить автоматические измерения каждые 3 секунды, и вы сможете видеть результаты регулировок в режиме реального времени.

Запуск автоматических измерений
Запуск автоматических измерений

Затем выбираем вкладку с диаграммой CIE и смотрим, куда попадает желтая точка измерений на этой диаграмме. Нам нужно попасть в самый центр белого фрагмента.

Точка измерений (слева) и точка белого (справа)
Точка измерений (слева) и точка белого (справа)

Для этого заходим в меню проектора Изображение-> Дополнительные настройки цвета -> Управление цветом и выбираем строку Баланс белого (W), жмем ОК.

-8
-9

Внизу экрана появляется дополнительное окно с регулировками уровня Красного, Зеленого и Синего цветов (Уров. R, Уров. G и Уров. B.). Наша задача – увеличивая или уменьшая числовые значения Уровня каждого цвета, поместить желтую точку результата измерения максимально точно в белую точку. Процесс интуитивно понятен. Выше уровень – ближе к вершине треугольника этого цвета, и наоборот. Попали – значит успешно выставили баланс белого для 50% серого цвета.

Пункт меню регулировки баланса белого
Пункт меню регулировки баланса белого

Теперь отрегулируйте баланс белого для остальных градаций серого цвета. Для этого запускайте файлы с разными градациями серого – от 0 до 100% с шагом 10% (от белого до черного). Для каждого уровня серого измеряйте результаты и настраивайте проектор так, чтобы получить правильный баланс белого.

В программе возвращаемся в окно Measures, запускаем на проигрывателе файл, например, с 80% или 70% серого. Автоматическое измерение уже включено, так что на экране меняются цифры баланса цвета RGB в процентах. В идеале все три цвета должны быть 100%, но мы будем идти на компромиссы. Наша задача – установить параметр Delta Е ниже 3-х. В этом случае глаз человека не сможет определить разницу с эталоном.

Уровни цветов RGB в %
Уровни цветов RGB в %


В меню проектора открываем вкладу
Изображение-> Дополнительные настройки цвета -> Настройка цветовой температуры.

-12

Там 2 группы параметров: Уровень и Смещение для 3-х основных цветов RGB. На каждый цвет влияние оказывают оба – и Смещение и Уровень, но Уровень больше влияет на светло-серый и белый, а Смещение – на черный и тёмно-серый.

-13

К примеру, если проигрывается файл со светло серым 80%, то мы будем пользоваться в основном параметром Уровень. Значения по умолчанию (100 и 256) лучше не превышать, то есть регулировать будем вниз. Если мы видим, что Синий больше других, понижаем Уровень синего чтобы сделать Delta Е ниже 3-х. Проведите настройку для всех цветов. Теперь запустите файл с тёмно-серым, 20% или 30%, и регулируйте Смещением: понижайте значение в тех цветах, где есть превышение над остальными цветами. Наша цель та же: Delta Е меньше 3-х. Теперь проверяем все остальные файлы с градациями серого подряд от 0% до 100%, и регулируем Сдвиг или Усиление чтобы на всех градациях получить Delta Е меньше 3-х. Пройдитесь по всем файлам с градациями серого еще раз, везде должно быть Delta Е ниже 3-х. Если это категорически не получается, то придётся жертвовать более тёмным и чёрным, но светлый серый и белый должны быть обязательно меньше 3-х. А еще лучше – проделайте все настройки и измерения сначала.

Результаты настройки точки белого: все значения Delta Е меньше 3 (или в зелёной зоне)
Результаты настройки точки белого: все значения Delta Е меньше 3 (или в зелёной зоне)


6. Теперь отрегулируйте основные и вспомогательные цвета (RGBYCM). Вам понадобятся файлы, демонстрирующие 100% зеленый, 100% синий и т.д. В программе переключитесь на диаграмму CIE с треугольником, обозначающим стандарт Rec709. Автоматические измерения продолжаются.

Кстати, если Вы еще демонстрируете на экране серые цвета, то увидите измерение в центре диаграммы. Обратите внимания, что не важно показываете ли Вы на экране серый, белый или черный – значение измерения рисует нам точку в одном и том же месте – в точке белого. В прошлой статье мы говорили о 3х-мерном цветовом пространстве. Вот вам и доказательство – на нашей плоской двухмерной диаграмме CIE отсутствует ось яркости, поэтому неважно какая будет яркость – разницы колориметр не покажет. Следовательно, регулировать мы будем только 2 параметра для каждого цвета – Насыщенность и Оттенок.

На диаграмме CIE точка измерения перемещается от центра (точки белого) к вершине треугольника при повышении значения Насыщенности, а изменение Оттенка сдвигает точку измерения в ту или другую сторону к другим вершинам.

Запустите на проигрывателе файл, например, со 100% красным. Смотрите результаты измерения. Если не попали в вершину треугольника, значит нужно регулировать.

Регулировка красного цвета
Регулировка красного цвета

Заходим в пункт меню проектора Изображение-> Дополнительные настройки цвета -> Управление цветом. Нам нужны только Насыщенность и Оттенок.

-16

Выберите красный цвет (R), меняйте параметр Оттенок для сдвига точки к соседним цветам и меняйте параметр Насыщенность для сдвига точки к центру или от центра диаграммы, пока не попадете точно в нужную вершину треугольника. Отметим, что в проекторах BenQ эти регулировки практически никак не влияют на баланс белого, который мы сделали в предыдущем пункте, и на другие цвета.

Результат регулировки красного цвета
Результат регулировки красного цвета

Последовательно отрегулируйте все 6 цветов, показывая соответствующие цветовые файлы и регулируя Насыщенность и Оттенок соответствующего цвета. Параметр Уровень в этом меню рекомендуется не трогать, за одним исключением. Если вдруг Вы никак не можете довести точку в нужную вершину, то есть не хватает диапазона значений Насыщенности и Оттенка, то следует изменить в меньшую сторону параметр Уровень в этом же пункте меню (не путать с Уровнем в предыдущем пункте о точке белого!) и снова попробовать двигать точку Насыщенностью и Оттенком, это, как правило, помогает поставить точку в нужное место. Если Вам всё же пришлось прибегнуть к подобному шагу, то либо Вы не сделали сброс к заводским настройкам, либо не отключили функции улучшения изображения, либо есть вопросы по точности колориметра, либо источник света в проекторе весьма уставший. Но в любом случае доведите калибровку до конца.
Кстати, если Вы найдёте достоверные файлы с 50% цветами или 25% цветами – нет никаких проблем отрегулировать и по ним, просто перемещая точку измерения в соответствующие квадратики на диаграмме CIE. Опять же подчеркнём, что точность цвета в бледных светлых тонах гораздо важнее для нашего глаза, чем точность цвета в 90%-100% насыщенных цветах, которые крайне редко встречаются в видеоматериале. А вот цвета кожи, неба, оттенки снега или заката – всё это часто показывается в кино, да и мы сами помним какие это цвета на самом деле, так что недостоверность в светлых оттенках мы почувствуем гораздо острее. И если чем-то придётся жертвовать – жертвуйте точностью высоконасыщенных цветов в интересах точности светлых слабо-насыщенных оттенков.


Итак, цветокалибровка завершена. Наслаждайтесь настоящим кино или видеоигрой на большом экране!

Полезные материалы

Как настроить цветопередачу проектора, чтобы получить реалистичную картинку

Проекторы BenQ для домашнего кинотеатра

Как добиться точного совпадения цветов при сшивке изображений с нескольких проекторов