Да, ребята, сейчас многие легендарные магнитоальбомы можно встретить и на CD, и на виниле и, порой даже переживших не одно переиздание, но те из нас, кто в те далёкие 80-е и не мечтал о таком изобилии при выборе (выбор был лишь между катушкой и кассетой), считают магнитоальбом единственно правильным и аутентичным изданием и даже если отошли от аналогового звука, предпочитают оцифровки с магнитной ленты сделанные энтузиастами, всем другим вариантам.
Альбом "Разлука" был уже третьим магнитоальбомом Свердловского "Наутилуса", но это был первый альбом, который я услышал у этой группы. Если бы не служба в армии то я бы наверняка не пропустил и " Переезд" с "Невидимкой" и знакомство с творчеством группы шло бы в хронологическом порядке, а так я, десятилетием позднее, в фильме "Брат" и в Даниле Багрове, увидел отголоски себя самого, после армии наверстывавшего упущенное в той последовательности, в какой получалось.
Впрочем, может быть даже и лучше то, что моё знакомство с "Н-П" началось именно с "Разлуки", поскольку это был первый, по настоящему сильный альбом " Наутилуса", чего не скажешь о "Переезде". Да и в альбоме " Невидимка" лишь три 100% хита, вошедших в историю. Из "Разлуки" же я всё песни помню наизусть до сих пор и это не столько благодаря хорошей памяти. Просто сами вещи действительно запоминающиеся. Все, без исключения.
Альбом был у меня на катушке 525м. И это второе, что я помню совершенно отчётливо. А вот на каком магнитофоне я впервые включил эту катушку - совершенно не помню. Вот как отрезало. Но, на самом деле, сейчас это уже не имеет никакого значения.
А вот история создания альбома значение наверное имеет. И я попробую её изложить, где-то цитируя самих участников событий, где то приводя сухие факты. Ну и, отчасти, представляя своё личное видение.
После записи и распространения «Невидимки» музыканты «Наутилуса» начали работать над новой программой, названной «360 градусов обстрела». Именно там и тогда были отрепетированы часть будущих композиций «Разлуки». Сам же альбом «360 градусов обстрела» хоть и был записан, но распространения не получил, так как сами участники записи оказались недовольны конечным результатом. В итоге часть песен была перезаписана для альбома «Разлука». Представление о забракованном альбоме «Наутилуса» дают только три песни — «Взгляд с экрана», включённая в саундтрек к фильму «Раньше было другое время», «360 градусов обстрела» и «Я горю как порох», которые так и остались внеальбомными композициями, то есть ни в один студийный альбом не вошли.
Запись альбома "Разлука" была сделана в подвале архитектурного института (чем не подтверждение андеграунда) в котором участники "Наутилуса" тогда проходили обучение.
"...Альбом Разлука делался совершенно разгильдяйским образом, в достойной и лёгкой форме. Было весело, потому что отсутствовал какой-либо намёк на рок-индустрию. Со стороны это напоминало кружок по интересам, как нечто, сопутствующее общению. Как товарищеский чай в секции «Умелые руки»..."
— Алексей Могилевский
Почти все тексты (семь из десяти) написанных песен, принадлежат перу Ильи Кормильцева и, кто знает, достиг бы "Наутилус" тех вершин популярности, не имея такого автора. Хотя и три песни, слова к которым написал сам Вячеслав Бутусов, достойны самых лестных высказываний ("Праздник общей беды", "Хлоп-хлоп" и конечно же великий роковый марш "Шар цвета хаки", который можно вписать золотыми буквами в историю отечественного рока). Но вернусь к Илье Кормильцеву, а вернее к высказыванию о его работе, данным другими участниками группы:
"...Илья писал нам по три тома материала и бился насмерть за каждую страницу. Из этого богатства можно было выбрать три-четыре текста, и то с последующими доработками. После того как закончилась рефлексия у Бутусова, началась рефлексия у Кормильцева, который считал, что мы всё делаем не так. Он приходил в подвал и начинал разбивать ногами стулья… Успокоить его было очень сложно. Звукорежиссёр Андрей Макаров бледнел прямо на глазах, поскольку нёс за стулья материальную ответственность..."
— Дмитрий Умецкий
Помимо написания стихов Кормильцев принимал участие и непосредственно в процессе записи, причём между ним и Бутусовым часто возникали конфликты из-за того, что последний отказывался петь некоторые из сочинённых поэтом строк. Например, в «Скованных одной цепью» первоначальная строка «за красным восходом коричневый закат» была заменена музыкантами на «за красным восходом розовый закат». Во «Взгляде с экрана» Бутусов не хотел петь словосочетание «тройной одеколон», в «Рвать ткань» — «дети приводят б…й». На этой почве Кормильцев часто устраивал скандалы, упрямо отстаивал каждое слово своих текстов. «Илья в тот момент вообще в таком состоянии находился, так сказать, в очень взбудораженном, — вспоминал Бутусов. — Всё, что происходило в студии, его либо устраивало, либо не устраивало. То есть вот так — очень категорично».
Как-то всё это не очень вяжется с высказыванием Алексея Могилевского, о той лёгкости, при записи альбома, о которой он высказывался выше, но, возможно, он имел ввиду что-то другое.
Как бы там ни было, а в августе 1986 года, работа над альбомом была завершена.
"...То, что в подвале архитектурного института получается нечто эпохальное, мы поняли лишь в конце записи, когда сели прослушивать альбом. Откровенно говоря, до Разлуки никто к «Наутилусу» серьёзно не относился и почти никто в них не верил. Многие мыслили тогда более глобальными категориями, включая меня самого..."
— Илья Кормильцев
А спустя какое-то время, к сказанному Кормильцевым наверняка мысленно присоединились миллионы поклонников "Наутилуса" и именно альбом "Разлука" позволил группе взлететь практически одномоментно из условных (и, при этом, вполне реальных) подвалов, к тем вершинам популярности, которые покоряются единицам. То есть свой музыкальный "Эверест" группа покорила уже тогда, в 1986-87.
Кстати довольно любопытный факт: В течение года альбом «Разлука» распространялся в двух вариантах — в Москве, Ленинграде и других крупных городах он распространялся в полном объёме, в Свердловске и области широкое хождение имел урезанный вариант — без песен «Хлоп-хлоп» и «Скованные одной цепью». Причина распространения альбома была простой — эти две композиции некоторое время не были "залитованы"(у меня на катушке обе эти композиции присутствовали).
Конечно все многочисленные последующие переиздания во благо, но всё же, если не сам магнитоальбом, то его оцифровка, многими из нас по-прежнему воспринимаются куда ближе к сердцу чем бездушные цифровые файлы.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=QlypehHPxCs
И конечно немногочисленные видео из того времени для многих из нас как бальзам на душу.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=IlY4zcVYDJk
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Z5Lk_VCcIBg
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=z8LrdaBKqng
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=zcEq6fGzkGc
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=lVGbNWc3WAQ
Я не сторонник раздачи призов и присуждения тех или иных мест, но в моём личном рейтинге "Разлука" входит в первую десятку лучших отечественных рок-альбомов 80-х и никакие события не изменят ничего в этой расстановке. Пусть хоть это в нашей жизни останется стабильным и настоящим.