Найти тему

"Театральные легенды" в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства. Погружение в волшебный мир театра.

В одном из красивейших архитектурных ансамблей Санкт -Петербурга, созданном Карло Росси, располагается Музей театрального и музыкального искусства. Музей был открыт 16 мая 1921 года. Инициатором его создания была актриса Александринского театра Надежда Сергеевна Васильева. Музей расположился в бывшей казенной квартире директора императорских театров. Свой адрес музей не менял с момента основания. Основная коллекция музея располагается в 12 залах на третьем этаже. Эта экспозиция называется "Театральные легенды". На пятом этаже работает постоянная выставка "Волшебный мир театра", которая больше рассчитана на детскую аудиторию, на ней представлены макеты театров и театральные механизмы, которые создают на сцене шум ветра, звуки дождя и другие звуковые эффекты. На пятом этаже музея также проходят временные выставки. Во время моего посещения тут расположилась временная выставка "Площадь Островского".

Выставка "Площадь Островского" в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства.
Увидеть новое, узнать прошлое28 марта 2023

Стоимость посещения основной экспозиции (выставки "Театральные легенды") в театрального музея - 200 рублей полный билет, 150 рублей- льготный. На официальном сайте можно заранее приобрести электронные билеты. Музей не пользуется большой популярностью (на мой взгляд незаслуженно), поэтому необходимости в приобретении билетов заранее нет.

Здание Музея театрального и музыкального искусства
Здание Музея театрального и музыкального искусства

В фойе на первом этаже посетителей приветствует персонаж "Комедии масок", Коломбина. Направо расположен вход в театральную библиотеку, налево находится гардероб, касса и небольшое уютное кафе.

Коломбина в фойе
Коломбина в фойе

И если театр начинается с вешалки, то музей театрального искусства начинается с лестницы. Очень оригинально выполнено ее оформление до третьего этажа.

Лестница в музей
Лестница в музей

Создается ощущение присутствия настоящего театрального духа. Многочисленные фотографии, кулисы. Вроде бы ничего сверхъестественного в таком оформлении нет, но сделано все очень гармонично.

Лестница в музей
Лестница в музей

Один лестничный пролет обрамляют пластиковые ступени с автографов великих мастеров сцены.

Лестница в музей. Автографы великих мастеров сцены
Лестница в музей. Автографы великих мастеров сцены

Один из автографов принадлежит легендарному Мариусу Петипа.

Лестница в музей . Автограф Мариусу Петипа.
Лестница в музей . Автограф Мариусу Петипа.

Поднявшись по таким необычным ступеням, мы попадаем в волшебный театральный мир. Коллекция Музея театрального и музыкального искусства насчитывает более 500 000 предметов. Залы в нем расположены в хронологическом порядке. Экспозиция включает интерактивные элементы. В музее представлено очень много уникальных экспонатов.

Первый зал музея посвящен истории возникновения театра в России. В XI веке на Руси появились скоморохи. Огромной популярностью пользовались тогда выступления Петрушки. Шутки скоморохов часто бывали острыми, и к концу XVII века бродячие скоморохи были практически уничтожены церковью и государством. Они продолжили существовать только при богатых домах, где развлекали знать.

Скоморохи на Руси
Скоморохи на Руси

С середины XVI века на Руси формируется "школьный театр". Он образовывался в школах при духовных академиях. Ученики таких театров разыгрывали сцены из Священного Писания. Основателями школьного театра считаются Феофан Прокопович и Симеон Полоцкой.

"Пещное действо"- реконструкция по источникам XVI-XVIII века.
"Пещное действо"- реконструкция по источникам XVI-XVIII века.

В конце XVII века при дворе Алексея Михайловича был поставлен первый придворный спектакль- "Артаксерксово действо". Организовали это представление боярин Артамон Матвеев и пастор Грегори. Своих актеров тогда в Росси не было, при дворе сменяли друг друга итальянские, немецкие, французские труппы.

В 1735 году вместе со своей труппой в Россию был приглашен в качестве придворного капельмейстера Франческо Арайя. Вместе с ним в Россию приехал художник Джузеппе Валериани. Они оказали большое влияние на создание русского оперного театра.

В экспозиции представлен портрет Франческо Арайи, который изначально располагался во дворце графа Н.П. Шереметева. Граф был высоким почитателем театрального искусства, у него был лучший в России крепостной театр. Шереметев даже женат был на крепостной ведущей актрисе своего театра- Прасковье Ивановне Жемчуговой.

Портрет Франческо Арайи
Портрет Франческо Арайи

В 1755 году Арайя написал оперу "Цефал и Прокрис" на либретто драматурга А.П. Сумарокова. Это была первая опера, написанная на русском языке, и исполнена она была русскими артистами. Опера была поставлена на сцене домашнего театра в Ораниенбауме.

Картинный дом Ораниенбаума. В его театре впервые в России была поставлена опера на русском языке.
Увидеть новое, узнать прошлое5 февраля 2023

Приглашенные иностранные музыканты воспитали первое поколение русских музыкантов. В Санкт -Петербурге представления иностранной труппы давались в Большом оперном доме Зимнего дворца, в Оперном доме около Летнего сада. Арайя поставил множество опер на Российских сценах. Композитор был частым гостем в аристократических домах, сама Екатерина II брала у него уроки.

Балетных артистов в то время готовила Танцевальная школа, основанная в Петербурге в 1738 году французом Жаном-Батистом Ланде. В экспозиции музея представлен интересный предмет- пошетта- это смычковый инструмент, которым в XVIII веке пользовались учителя танцев (находится на стуле). В этой же витрине находится флейта, выполненная в Германии в XVIII веке.

Пошетта и флейта XVIII века
Пошетта и флейта XVIII века

30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении "Русского для представлений трагедий и комедий театра".

Указ об учреждении "Русского для представлений трагедий и комедий театра".
Указ об учреждении "Русского для представлений трагедий и комедий театра".

Директором первого русского театра был назначен А.П. Сумароков. Распространять идеи просвещения в театре должны были М.В. Ломоносов и М.М. Херасков. Сумароков сформировал актерскую труппу. Ядром этой труппы стали актеры-любители из Ярославля: Ф.Г. Волков, Я.Д. Шумский, И.А. Дмитревский. По указу Елизаветы Петровны они получили профессиональную подготовку в Сухопутном Шляхетном корпусе в Санкт -Петербурге, которое являлось высшим учебным заведением для дворян.

Основание русского театра
Основание русского театра

По указу императрицы для Российского театра был оборудован Головкинский дом на Васильевском острове. Добираться туда зрителям было не удобно, поэтому с 1759 года русская труппа стала выступать зданиях левобережных придворных театров, чередуя свои выступления с выступлениями труппы иностранных актеров.

С 1777 года заводчик К.П. Книппер образовал русскую труппу в своем Вольном театре на Царицыном лугу. В 1782 году антрепренером этого театра стал Дмитревский. Здесь он поставил первую русскую классическую пьесу- комедию Фонвизина "Недоросль".

Макет Вольного театра Книппера
Макет Вольного театра Книппера

На месте нынешнего Екатерининского сада ранее находился Малый (деревянный) театр. Его так же называли Театр "Казисси" по фамилии антрепренера, владевшего зданием. В 1801 году здание было перестроено архитектором В. Ф. Бренной и поступило в городскую казну.

Макет Театра "Казисси" . Архитектор В.Ф. Бренна
Макет Театра "Казисси" . Архитектор В.Ф. Бренна

На Театральной площади находился Большой театр. Он был построен в 1784 году. Изначально архитектором был назначен Антонио Ринальди, но он упал с лесов и не смог завершить строительство. Завершили строительство Ф. В. фон Баур и М.А. Деденев. В 1802 году император Александр I пожелал увеличить и отделать заново Большой театр, сделать более парадным его внешний облик. Эта задача была возложена на французского архитектора Тома де Томона. Большой Каменный театр стал крупнейшим в России театром. В нем давались оперные , балетные и драматические спектакли, проводились концерты и балы. До середины XIX века здесь выступала императорская придворная труппа. Театр просуществовал до 1886 года, тогда старое здание было частично разобрано и перестроено в консерваторию.

Большой театр в Санкт -Петербурге. Гравюра М. Дюбурга, 1812 год.
Большой театр в Санкт -Петербурге. Гравюра М. Дюбурга, 1812 год.

В 1787 году для придворных спектаклей был построен Эрмитажный театр. Архитектором стал Дж. Кваренги.

Эрмитажный театр. Литография, 1840 год.
Эрмитажный театр. Литография, 1840 год.

В 1828 году на Аничковой площади (ныне площади Островского) Карл России начал строительство Александринского театра, здание Малого театра "Казисси" было разобрано. В новый театр из Большого театра были перенесены драматические спектакли. Александринский театр называли тогда "театром прославленных мастеров", на его сцене играли лучшие драматические актеры.

Александринский театр. Фрагмент панорамы Невского проспекта. Литография И. Иванова с рисунка В.С. Садовникова 1830-е годы.
Александринский театр. Фрагмент панорамы Невского проспекта. Литография И. Иванова с рисунка В.С. Садовникова 1830-е годы.

Во второй половине XIX века в Петербурге было три императорских театра: Александринский, Михайловский, Мариинский. Все они находились под управлением Дирекции императорских театров. В музее есть витрина, посвященная директорам императорских театров.

Директора императорских театров
Директора императорских театров

Мариинский театр, строительством которого руководил архитектор А. К. Кавос, был открыт в 1860 году и был оснащен по последнему слову техники. Он стал центром оперного и балетного искусства Петербурга.

В зале находится макет сцены Мариинского театра, который был выполнен танцовщиком Иосифом Кшесинским в 1890 году.

Макет сцены Мариинского театра, 1890 год
Макет сцены Мариинского театра, 1890 год

Представлен эскиз занавеса Мариинского театра 1891 года.

Эскиз занавеса Мариинского театра 1891 года. Г. Левот.
Эскиз занавеса Мариинского театра 1891 года. Г. Левот.

В этом же зале находятся макеты декораций Мариинского театра.

Макеты декораций Мариинского театра.
Макеты декораций Мариинского театра.

Макет декорации к балету "Корсар",  Мариинский театр. 1899 год. П.Б. Ламбин
Макет декорации к балету "Корсар", Мариинский театр. 1899 год. П.Б. Ламбин

Макет декорации к опере "Евгений Онегин" , Мариинский театр.  1900 год, П.Б. Ламбин.
Макет декорации к опере "Евгений Онегин" , Мариинский театр. 1900 год, П.Б. Ламбин.

Вплоть до начала XIX века в России работали исключительно итальянские декораторы. Они привили русской сцене культуру итальянской живописи. Сцены оборудовались, руководствуясь трактатом 1637 года Н. Саббатини "Об искусстве строить декорации и машины на театрах".

Спектакль "Мнимый больной", комедия Мольера. Версаль 1674 год. Реконструкция.
Спектакль "Мнимый больной", комедия Мольера. Версаль 1674 год. Реконструкция.

В экспозиции примером придворного театра эпохи барокко служит театр в Дроттнингхольме- загородной резиденции королей Швеции. Он поразил воображение Екатерины II . Императрица повелела Ринальди построить в Царском селе Китайскую деревню, подобную той, что она увидела в Дроттнингхольме, а рядом с ней здание для придворных представлений.

Тетра в Царском селе. Фото с официального сайта Музея-заповедника "Царское село".
Тетра в Царском селе. Фото с официального сайта Музея-заповедника "Царское село".

Театр в городе Пушкин пока не отреставрирован, представляет из себя руины. Дроттнингхольмский театр в Швеции сохранился до сих пор и в нем работают машины XVIII века, с помощью которых гремит гром или завывает буря, сменяются декорации.

Придворный театр в Дроттнингхольме. Швеция. 1766 год. Реконструкция.
Придворный театр в Дроттнингхольме. Швеция. 1766 год. Реконструкция.

Какими бы чудесными ни были механизмы и декорации, театр не может существовать без актеров.

В 1837 году в Петербурге произошло огромное событие- на гастроли приехала звезда мировой величины Мария Тальони. В музее представлена реконструкция ее сценического костюма для роли Сильфиды. Тальони вошла в историю как первая и непревзойденная создательница романтического образа героини.

Реконструкция сценического костюма Тальони для роли Сильфиды
Реконструкция сценического костюма Тальони для роли Сильфиды

"Полет Тальони" стал легендой мирового театра, как и танец на пуантах, которым она овладела одна из первых. Балетная туфелька Тальони, сделанная ее отцом (он был педагогом и балетмейстером) представлена в витрине.

Балетная туфелька Тальони
Балетная туфелька Тальони

Репертуар драматического театра изначально в основном составляли водевили и мелодрамы. Лишь изредка на русскую сцену попадали шедевры мировой драматургии. Переводы произведений часто были далеки от оригинала. В то время был популярен анекдот: "Литератор принес перевод "Гамлета" критику Каратыгину. Тот, прочтя его, воскликнул: "Молодой человек, в "Гамлете" и без того все действующие лица умирают, а вы еще и Шекспира убиваете!"

Трагедия У. Шекспира "Гамлет" по-настоящему была представлена русской публике в 1837 году в переводе Полевого. Причем, премьера прошла сразу в двух театрах - московском Малом и петербургском Александринском. Гамлет, исполненный актером Александринского театра В.А. Каратыгином, навсегда остался Принцем Датским. Гамлет в его исполнении долгие годы считался лучшим из созданных образов героя. В экспозиции представлен подлинный костюм Каратыгина для роли Гамлета.

Подлинный костюм Каратыгина для роли Гамлета
Подлинный костюм Каратыгина для роли Гамлета

В музее есть зрительская ложа. В ней можно удобно расположиться и совершить виртуальную экскурсию по залам музея или почитать информацию о зрителях театра. Существовало правило: какое место занимаешь в обществе-такое и в зрительном зале. Аристократия занимала кресла у сцены, ложи бельэтажа и бенуара. Места за креслами назывались партером. Здесь до 1830-х годов публика смотрела спектакли стоя. Самые дешевые верхние места называли "райком".

Рядом с ложен расположен бюст артиста И.И. Сосницкого.

 Зрительская ложа и бюст артиста И.И. Сосницкого.
Зрительская ложа и бюст артиста И.И. Сосницкого.

В двух залах музея выдвигаются двери с экспонатами. На них много информации о премьерах, состоявшихся в театрах. Одним из важнейших событий той эпохи стала премьера комедии "Ревизор", которая состоялась 19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра. Это было время жесткого цензурного режима Николая I. Состоятся премьере помог Жуковский, он убедил императора, что в комедии нет ничего неблагонадежного. Император присутствовал на премьере и заявил после просмотра :"Ну и и пьеса! Всем досталось, а мне больше всех!"

Очень интересно оформление залов. Посетитель как бы присутствует внутри представления, этому способствуют театральные декорации в пространстве залов.

Оформление залов
Оформление залов

В одном из залов представлена инсталляция "История как театральный сюжет". В витринах находятся сценические костюмы из гардероба императорских театров.

-35

В витрине напротив расположены инсталляции: "Театр А.Н. Островского", "М.Г. Савина и И.С. Тургенев", "Ревизор".

-36

Актер Константин Варламов был своеобразной петербургской достопримечательностью. Его портреты украшали коробки конфет и папирос, которые так и назывались "Дядя Костя". За свою жизнь он сыграл более полутора тысяч ролей. Особо почитал он великого драматурга А.Н. Островского. Варламов участвовал в сорока постановках его пьес. Благодаря Варламову Александринский театр, в котором он служил, получил название "Дом Островского".

Мария Савина была выдающейся актрисой. Искусством Савиной, ее умом, эрудицией, шармом восхищались многие современники. Ей принадлежала идея создать "убежище для престарелых актеров, не богадельню, а дом отдыха до конца жизни для художников сцены". Савина собирала деньги на содержание этого убежища. Оно отрылось в 1895 году. Позднее убежище было переименовано в Дом ветеранов сцены. На Крестовском острове в основном на средства мужа Савиной, мецената А.Е. Молчанова, в 1902 году был выстроен двухэтажный комфортабельный дом . Земля была защищена царским указом, запрещающем ее продажу. В витрине есть изображение этого дома, а также список участников лотереи и лотерейные билеты. Также представлена сумочка с забавной надписью.

Дом ветеранов сцены
Дом ветеранов сцены

Лотерейные билеты
Лотерейные билеты

В одной из витрин представлены предметы театрального быта.

Предметы театрального быта
Предметы театрального быта

Интересный экспонат- сувенирные пробки с изображением артиста Сосницкого, литератора Булгарина и артиста Каратыгина.

Предметы театрального быта
Предметы театрального быта

Следующий зал театрального музея посвящен в большей степени балету . Вторая половина XIX века считается "золотым веком" российского императорского балета. Этот период называют еще эпохой Петипа. Французский балетмейстер Мариус Петипа приехал в Санкт -Петербург в 1847 году. За 56 лет работы в России он создал 46 оригинальных балетов. Империя и сказка- так определяют стиль, созданный Петипа.

Мариус Петипа
Мариус Петипа

В петербургской школе под руководством Петипа были воспитаны мировые звезды балета- М. Кшесинская, А. Павлова, Т. Карсавина, О. Преображенская, В. Нижинский. В зале представлены их сценические костюмы, фарфоровые статуэтки, фотографии.

Зал, посвященный золотому веку балета
Зал, посвященный золотому веку балета

Интересна композиция балетных туфелек, принадлежащих именитым танцовщицам. Над композицией находится портрет Анны Павловой в партии Жизели, выполненный в 1906 году А.Р. Эберлингом. Рядом расположен слепок ноги Анны Павловой, выполненный в 1913 году.

Зал, посвященный золотому веку балета
Зал, посвященный золотому веку балета

В этом зале находится интерактивная инсталляция " Балетный класс". С 1836 года в архитектурном ансамбле К. Росси, в том же здании, где находится музей, располагается старейшая балетная школа. Первоначальна школа называлась Императорским театральным училищем, затем- Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой. В театральном музеи предлагают с помощью мультимедийных средств побывать в балетном классе и стать учеником Академии. Тут размещен балетный станок, который до XX века находился в классе, где занимались звезды балета. Сейчас за этим станком можно повторить пять основных балетных позиций.

Интерактивная инсталляция " Балетный класс"
Интерактивная инсталляция " Балетный класс"

Следующий зал театрального музея посвящен русскому театру рубежа XIX -XX веков. В балете этот период связан с творчеством Сергея Дягилева и Михаила Фокина. Это было время новаций. В этот период было положено начала режиссуре в русском театре. Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович- Данченко придумали совершенно новый театр, в котором первое место отводилось режиссеру, а не актеру, как было ранее. Ими был создан Московский художественный театр. Актеров начали обучать декламации, постановке голоса, дыханию, сценическому движению, исполнению драматических тексов. Новый театр каждую весну приезжал в Петербург с гастролями.

В 1904 году в Петербурге в здании Пассажа открылся Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской. В музее представлены личные вещи актрисы. Среди вещей- кружевной шушун работы политической арестантки, который Комиссаржевская купила на благотворительном базаре.

Личные вещи В.Ф. Комиссаржевской
Личные вещи В.Ф. Комиссаржевской

Главным героем зала можно назвать режиссера Мейерхольда. В 1909 году он был приглашен на службу в императорские театры. Мейерхольд сотрудничал с художником Головиным. Их творческий союз обогатил оперную и драматическую сцену новаторскими идеями.

В зале представлены сценические костюмы, бюсты, фарфоровые статуэтки, личные вещи. Интересный экспонат в одной из витрин- костюм Федора Шаляпина по эскизам Головина для партии Мефистофеля к опере Ш. Гуно "Фауст". Этот костюм помог Шаляпину создать образ существа из другого, страшного мира.

Сценический костюм  Шаляпина по эскизам  Головина для партии Мефистофеля к опере Ш. Гуно
Сценический костюм Шаляпина по эскизам Головина для партии Мефистофеля к опере Ш. Гуно

Мейерхольд и Головин несколько лет работали над спектаклем по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад". Это был самый роскошный и дорогостоящий спектакль императорских театров. Премьера "Маскарада" состоялась в Александринском театре 25 февраля 1917 года. Авторы в день премьеры перебегали Невский проспект под звуки выстрелов, ведь началась революция. Российская империя канула в прошлое, кардинальные изменения произошли и в театре. На сцену взошли новые персонажи. В театральном музее этому периоду посвящен отдельный зал.

-47

Следующий зал демонстрирует эпоху, в которую шедевром балетного театра стал спектакль "Ромео и Джульетта". Премьера балета С.С. Прокофьева в постановке Л.М. Лавровского состоялась 11 января 1940 года на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (так тогда назывался Мариинский театр). Роль Джульетты исполнила несравненная Галина Сергеевна Уланова- одна из самых прославленных выпускниц Ленинградского хореографического училища, руководимого Вагановой.

Театральное искусство XX века
Театральное искусство XX века

В экспозиции музея представлено сценическое платье и детали костюма Улановой для партии Джульетты.

Сценические костюмы для балета "Ромео и Джульетта".
Сценические костюмы для балета "Ромео и Джульетта".

В драматическом театре в этот период блистал Николай Симонов. Ролью, прославившей его, стала роль Бориса Годунова на сцене Государственного драматического театра им. А.С. Пушкина (так тогда назывался Александринский театр). Сценический костюм Симонова для этой роли представлен на экспозиции.

Сценический костюм Симонова для роли Бориса Годунова, 1949 год.
Сценический костюм Симонова для роли Бориса Годунова, 1949 год.

Осмотр экспозиции музея заканчивается на творчестве Николая Павловича Акимова. Выдающийся режиссер и декоратор создал уникальный стиль в театре. С 1935 по 1949 год и с 1956 года Акимов был художественным руководителем Ленинградского Театра Комедии ( сейчас театр носит имя Акимова). Благодаря богатой режиссёрской фантазии Акимова и его оформлением спектаклей сделали его театр одним из лучших в стране. В экспозиции представлены эскизы Акимова, портреты режиссеров и его автопортрет, а так же афиши его спектаклей .

 Экспозиция, посвященная творчеству Николая Павловича Акимова.
Экспозиция, посвященная творчеству Николая Павловича Акимова.

На этом путешествие по театральному музею заканчивается. Статья получилась достаточно объемной, этому способствовала интереснейшая экспозиция музея. Музей театрального и музыкального искусства, на мой взгляд, заслуживает внимания.

Часы работы театрального музея
Часы работы театрального музея