В 1973 году Лукино Висконти снял фильм, о котором говорят и спорят до сих пор. Одни осыпают его проклятьями, другие считают киношедевром. Как обычно, чтобы составить мнение, лучше посмотреть самому.
По сюжету композитор Густав фон Ашенбах приезжает в Венецию 1911 года, будучи больным усталым человеком, которого ничто не радует и не удивляет. Среди постояльцев гостиницы, в которой он поселился, Густав замечает польскую семью: красавицу-мать с двумя дочерьми и сыном лет 15-ти по имени Тадзио. Природная красота Тадзио как громом поражает композитора, и теперь он думает только о нём.
А мальчик действительно очень красивый. Именно так - "самый красивый мальчик в мире" - потом много лет называли актера Бьёрна Андерсена, и он, можно сказать, стал заложником своей роли, но об этом лучше поговорить отдельно. А пока - о кино.
Если вы думаете, что в фильме вас ждет развитие отношений в духе Лолиты и Гумберта Гумберта, то нет, ничего подобного здесь нет. Внешне всё будет вполне благопристойно, но каждый увидит то, что захочет: кто-то - очарование безусловной красотой, созданной природой, а кто-то - нездоровое влeчение мужчины к мальчику, даже преследование. Истина - где-то между.
Композитор перебирает в памяти события своей жизни, радости и трагедии, достойные и не очень поступки. Он вспоминает песочные часы в отцовском доме:
"Отверстие, сквозь которое бежит песок, такое крошечное, что сначала кажется, будто уровень в верхнем стекле не меняется. Нашим глазам кажется, что песок кончается только... только в конце. И пока он не кончится, не стоит о нем думать. До последнего мгновения..."
И ему хочется напоследок уже не врать себе. А просто смотреть на то, что кажется прекрасным.
Что еще запомнилось мне в фильме Лукино Висконти "Смерть в Венеции", снятом, кстати, по рассказу Томаса Манна?
- изысканность, вычурность нарядов богатой публики. Это так красиво, но так чрезмерно! Особенно поражают шляпы дам. Все это создает еще больший контраст с внешностью и простой одеждой мальчика, которому, кажется, не нужно ничего, чтобы приковать к себе взгляд.
- классическая музыка Густава Малера придает торжественности и вневременности этой истории. Еще Тарковский замечал: когда снимаешь кино, направленное в вечность, используй классику.
- на этом фоне веселые музыканты с народными инструментами, которые вваливаются на территорию гостиницы и "услаждают слух" посетителей фривольными песенками, кажутся предвестниками беды. Настолько они неуместны.
- для этого кино нужно поймать настроение, чтобы погрузиться в атмосферу и не изнывать от скуки. Здесь мало говорят, и режиссер может позволить себе такую роскошь как долгие планы, в которых почти ничего не меняется, но зритель в этот момент может подумать, поразмышлять.
- в фильме фоном слышна русская речь. Скорее всего, в гостинице проживает немало эмигрантов. В какой-то момент русская женщина поет народную песню о беде. Насколько все-таки обогатили европейскую культуру все эти волны умных, образованных русских людей. Об одном таком эмигранте я недавно писала.
- в финале приходит мысль о том, что у каждого человека будет свой последний кадр, то, что он увидит, прежде чем навсегда закрыть глаза. Что будет в моем личном последнем взгляде на этот мир? Хорошо если бы красота.
Спасибо за лайк! Подписывайтесь на kino-and-more, чтобы не пропустить новые статьи.
А вот еще фильмы, в которых много чувственности и красоты: