Мультфильмы западных киностудий – это шоу. Яркое, красочное, завораживающее, полное радости и веселья, создающее у зрителя полное ощущение праздника. Кажется, что советская анимация, зачастую блеклая и скучная, безнадёжно проигрывает на всех фронтах – и художественном, и музыкальном... Однако по одёжке лишь встречают. Я мог бы долго распространяться о самобытности отечественных мультфильмов, оригинальном подходе режиссёров-мультипликаторов, нестандартных задумках и решениях, но... Вы и сами, уважаемые читатели, всё это прекрасно знаете. Привлечь к экрану красивым фантиком и, как нередко говорят, срубить по лёгкому бабла – вовсе не было самоцелью для советских художников. Гораздо важнее – донести с помощью киноискусства сокровенную мысль. И по глубине восприятия с отечественным продуктом мало что сравнится. Впрочем, ничего не навязываю, в конечном счёте, вам судить.
«Белоснежка и семь гномов» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Первый полнометражный анимационный фильм «Диснея» вышел в свет в 1937 году. Экранизация сказки братьев Гримм (1812 г.) имела оглушительный успех и стала классикой жанра. Студия поняла, что напала на золотую жилу (чисто те самые семь гномов) и принялась клепать новые полнометражки. А Белоснежка и прочие персонажи покинули тесные рамки своего мира и вышли в большую диснеевскую вселенную.
Советскую сказку зритель увидел несколько позже – в 1951 году. В основе – знаменитое произведение светила русской поэзии Александра Пушкина (1833 г.). На смену придурковатым гномам пришли отважные витязи, а так... основная сюжетная линия во многом осталась неизменна (с учётом особенности местности, разумеется). Злая колдунья знает, как подать отравленное яблочко.
Две «Русалочки».
Один из самых любимых фильмов «Диснея» девчонок всех возрастов. Вышел в свет в 1989 году, и никаким феминизмом в нём и не пахло. А была неловкая, но очень отважная русалочка Ариэль, мечтательница и сорвиголова. Кто не рискует, тот не пьёт шампанского и никогда не встретит большую любовь. А Ариэль ради неё готова даже расстаться с пышным рыбьим хвостом. И не забываем о колоритнейших персонажах второго плана – крабе Себастьяне, качке Тритоне, осьминожке Урсуле и безумном альбатросе. А может, то была чайка?
Родных мультипликаторов сказка Андерсена (1837 г.) покорила ещё раньше. Одноимённый мультфильм 1968 года, снятый Иваном Аксенчуком, получился и поучительным, и ироничным. Чего стоит лекция одной премудрой рыбёшки, сообщающей, что на земле есть любовь, а русалок нет. Тогда как в море всё наоборот: любви нет, зато русалок – пруд пруди. И из всего этого рыбьего изобилия принцу удалось выудить счастливый номер – девушку без голоса. Идеальная жена. Шутка. Зря, конечно, русалочка расстроилась, современники привыкли отдавать свои голоса и за меньшее.
«Красавица и Чудовище» и «Аленький цветочек».
30-й полнометражный анимационный фильм «Диснея» мир увидел в 1991 году и был поражён полной волшебства и магии историей. Красавица Белль и красавчик Гастон, изобретатель Морис, заколдованный принц, даже в зверином обличье не утративший мужества и благородства... А ещё говорящие чашки, ложки, поварёшки, веники и блюдца. Сказка Жанны-Мари Лепренс де Бомон (1740 г.) расцвела во всей красе!
А вот «Аленький цветочек» распустился в 1952 году. Мультфильм был снят по сказке Сергея Аксакова (1858 г.). Традиционные для русского фольклора три сестрицы и младшенькая, коей достались все сливки. И чудовище, которое, в отличие от диснеевского «рогоносца», вполне способно напугать малышей.
«Приключения Винни» и «Винни-Пух».
Произведение Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все» получило долгую экранную жизнь. Полный метр по мотивам сказки «Дисней» снял в 1977 году, сорвал солидный куш и тотчас приступил к производству сериала. Помню, в 90-е по воскресеньям «Первый канал» (или тогда был «ОРТ»?) крутил серии из жизни плюшевых домочадцев Кристофера Робина.
Наш «Винни-Пух» оказался значительно скромнее (скромность, как нынче подзабыли, украшает), всего три мультфильма, снятые в 1969, 1971 и 1972 гг. Зато какие! В голове и сейчас звучит голос Евгения Леонова, а вслед за «пыхтелками» и «сопелками» раздаётся тоненький писк пятачка: «Ага!» – постаралась Ия Саввина.
Ну и напоследок вечное яблоко раздора – «Том и Джерри» и «Ну, погоди!»
Сравнивать длиннющую франшизу о похождениях американских кота и мышонка, тянущуюся с 1940 года и до наших дней, с приключениями советских волка и зайца (современное продолжение «Ну, погоди! Каникулы» сейчас не рассматриваем) довольно глупо. Однако кинолюбы продолжают это делать.
Да, погони, да, забавные ситуации, да, дозированная жестокость... Но на этом сходство и заканчивается. Существеннейшее отличие двух мультсериалов в том, что истории «Тома и Джерри» словно бы висят в вакууме, тогда как Заяц и Волк – полноправные члены советского общества. Их приключения – показатель происходящего в стране. Олимпиада, космические полёты, программа сноса аварийного жилья... По «Ну, погоди!» можно если и не изучать, то уж точно отслеживать родную историю. И светлая память Анатолию Папанову и Кларе Румяновой.
Подготовил Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#мультфильмы
#ссср
#дисней
#русалочка
#ну погоди
#том и джерри
#винни-пух
#сказки
#белоснежка