Страница из записной книжки из далекой Африки.
Выложу свое заявление в комиссию по делам ветеранов БД, которое направлял в свое время в город Ростов-на-Дону, с целью получения удостоверения "Участника боевых действий". Может быть кому-то поможет в написании своего заявления. Сразу оговорюсь - не прошло. В ответе из комиссии значилось: Отсутствуют данные о ЛИЧНОМ участии в боевых действиях товарища Кавун А.В. Часть экипажа - участники БД, корабль находился в зоне БД и выполнял боевые задачи, но то, что ты не жираф, это еще надо доказать! Итак текст самого заявления.
Я, Кавун Александр Васильевич, после окончания учебы в 7-м учебном отряде им. адмирала Ф.С.Октябрьского, в/ч 20205 в городе-герое Севастополе, был направлен на Северный Флот в состав экипажа Большого Противолодочного Корабля «Адмирал Юмашев», в/ч 53108, на должность ракетчика-противолодочника, ВУС-058. 3-го мая 1984-го года корабль был направлен к берегам Западной Африки с задачами Боевой Службы. Обращаю Ваше внимание, что Боевой Службой корабля, согласно Устава ВМФ является: вид деятельности ВМФ СССР в 1960—1980-х годах, заключавшийся в выполнении задач частью сил в МИРНОЕ время, в тех удаленных районах, где они должны были действовать в ВОЕННОЕ.
В мирное время. Но миром там и не пахло. В Анголе с конца 75-го года шла война между 3-мя группировками политических партий Анголы: МПЛА, ФНЛА, УНИТА, которые поддерживались республиками ЮАР и ЗАИР. В этой ситуации председатель МПЛА Агостиньо Нето обратился за помощью к СССР и Кубе. Кубинский лидер Фидель Кастро отреагировал сразу же, направив в Анголу на помощь МПЛА добровольческие кубинские отряды. Прибытие в Анголу кубинских военных специалистов дало возможность МПЛА в кратчайшие сроки сформировать 16 пехотных батальонов и 25 зенитных и минометных батарей вооруженных сил Народной Республики Ангола (НРА). СССР до конца 1975 г. направил на помощь МПЛА около 200 военных специалистов, к ангольским берегам также прибыли боевые корабли ВМФ СССР. СССР и его союзники поставили МПЛА много различного вооружения. С этого времени наши корабли стали заступать на Боевое дежурство у берегов Анголы на постоянной основе.
18 мая 1984 года мы прибыли на рейд республики Гвинея, порт Конакри. Перед заходом в республику Гвинею (порт Конакри), согласно приказу командира войсковой части 53108 Цюры Сергея Ивановича, я, Кавун Александр Васильевич, а также целый ряд старшин и матросов корабля, были назначены для несения вахт ПДСС (противодиверсионные силы и средства) в портах и местах стоянки корабля. Отныне и до окончания Боевой Службы у берегов Западной Африки, нам предстояло охранять и защищать корабль от возможной диверсии со стороны подводных диверсантов.
23-го июня 1984-го года, после захода в государства Гвинея (порт Конакри), Конго (порт Пуэнт-Нуар), наш корабль прибыл к берегам Анголы, в порт Луанда. По прибытии в базу порт Луанда в Анголе, на борту корабля сразу же было развернуто несение вахты ПДСС, на вертолетной площадке и баке установлены МРГ-1 (многоствольный противодиверсионный реактивный гранатомет), оборудована пулеметная точка и т.д. Мы получали в арсенале оружие у мичмана Кузнецова В. гранаты, амуницию, инструктировались и заступали на пост. Вахтенные ПДСС обходили территорию корабля, зорко наблюдая за водной поверхностью акватории порта. При возникновении подозрительных ситуаций около корабля, за борт бросались ручные гранаты РГ-42, СРГ или другие, предназначенные для поражения подводных диверсантов. Как показали дальнейшие события, эти меры предосторожности не были лишними. Сменяя друг друга на посту, мы были готовы в любой момент применить боевое оружие по прямому назначению. В конце вахты, не использованные гранаты и кольца от использованных гранат, сдавались обратно в арсенал мичману БЧ-2 Кузнецову В. Старшими по караулам ППДО, согласно приказу командира корабля, были назначены 3 офицера. А именно: Кононович Александр Николаевич – командир зенитно-ракетной батареи, проживающий в городе Москве, мой командир ракетно-противолодочной группы Малинин Николай Гурьевич, проживающий в городе Санкт-Петербурге, и третий, фамилию и имя которого уже не помню. Забегая вперед, скажу, что Кононович А.Н. за те события получил звание ветерана боевых действий (ксерокопия удостоверения прилагается).
Стоянка в порту была не долгой. 3-го июля мы убыли к берегам островов Зеленого Мыса. После захода в порты Прая и Минделу, мы повернули обратно в базу в Анголу в порт Луанда. 29-го июля мы вернулись в базу. Ночью 30-го июля произошли события, которые выпадают из понятий и задач боевой службы, а являются боевыми действиями, т.е. непосредственным боестолкновением с подводными диверсантами. Лучше обратиться к официальным источникам.
«Главному военному советнику в НРА «
Докладываю: В 3.00-3.40 30 июля 1984 г. в результате диверсии были подорваны два судна, стоявшие на внутреннем рейде порта Луанды. Одно из судов принадлежит ГДР, другое — Анголе. На борту ангольского судна (со анголо-кубинским смешанным экипажем), прибывшего из Бразилии, находился груз продовольствия и снаряжения для ФАПЛА. На судне ГДР — груз для СВАПО (28 автомашин, продовольствие), а также промышленные товары для НРА.
В результате взрывов наиболее серьезные повреждения получило судно ГДР, на нем выведено из строя машинное отделение. По результатам предварительного расследования, проведенного министерством госбезопасности и обороны НРА, установлено, что диверсия осуществлена подрывом магнитных мин, установленных на подводной части судов. На немецком судне в результате подрыва двух мин образовались пробоины размером 3x3 и 3x3,5 м. На ангольском судне имеются также две пробоины размером 2x2 и 3,5x1,5 м. Диверсия, скорее всего, осуществлена подводными диверсантами. Как показало предварительное расследование, в период с 22.00 29.7 до 2.00 30.7 вблизи указанных судов наблюдалась резиновая лодка с подвесным мотором с тремя неизвестными лицами на борту. Лодка пыталась приблизиться и к советскому рыболовецкому судну, находившемуся недалеко от места диверсии, но благодаря бдительности и принятым дежурной службой мерам вынуждена была уйти.
В порту Луанды в настоящее время находятся четыре советских военных корабля: БПК «Адмирал Юмашев», дизельная подводная лодка, плав. мастерская (ПМ), танкер-заправщик, а также около 30 рыболовецких судов. Два советских грузовых судна: «Николай Шверник» и «И. Дубровинский», с грузом ГСМ, вооружением, боеприпасами и другим военным имуществом для СВАПО и ФАПЛА направляются в порт Намиб. Все экипажи приведены в состояние повышенной противоминной и противодиверсионной готовности. Утвержден график круглосуточного гранатометания с дежурных катеров внутри бухты и у стоящих у причалов кораблей.
Помощник ГВС полковник В. Уваров.
30 июля 1984 г.».
А вот как описывает военно-морские события в Анголе в тот день Александр Розин.
В ночь с 29 на 30 июля 1984 г. на рейде ангольского порта Луанда в результате взрывов магнитных мин были повреждены два судна «Lundoge» и «Arendsee» принадлежащие Анголе и ГДР. На ангольском каботажном судне «Lundoge» в результате взрыва мины были повреждены топливные баки. Сухогруз «Arendsee» торгового флота ГДР доставил в Анголу 10 тысяч тонн боеприпасов, в результате взрыва двух магнитных мин имел две пробоины: 11м2 в машинном отделении и в 10м2, к счастью боезапас не сдетонировал. Корабль стал тонуть, но при помощи советского спасательного судна «Неотразимый» он сумел кормой выброситься на мель, вскоре во время обследования на корпусе у него нашли третью, не взорвавшуюся магнитную мину. Узнав об этом, ангольцы разбежались кто куда. Не исключалось, что оставшаяся мина могла быть с часовым механизмом. Начальник штаба бригады НК капитан 2 ранга Александр Кибкало погрузился с аквалангом, обвязал мину капроновым шнуром, а затем на скоростном катере сорвал её с судна и на «всех парах» отбуксировал в море.
Полнее всего эти события описаны очевидцами и участниками тех событий на страницах журнала «Братишка»:
http://www.bratishka.ru/archiv/2008/3/2008_3_14.php
http://www.bratishka.ru/archiv/2008/11/2008_11_12.php .
Бывший начальник штаба 30-й бригады, Кибкало Александр Александрович в настоящее время является председателем комиссии по наградам, проживает в городе Москве, может и готов подтвердить все мои показания о тех событиях.
В дальнейшем эта мина была тщательно изучена, сфотографирована и уничтожена (фото мины прилагается). При уничтожении мины я, а также некоторые матросы и старшины корабля принимали участие в оцеплении, во главе с мичманом БЧ-3 Авраменко Н.В., который в настоящее время проживает в г. Мурманске. Мина была подорвана в безопасном месте, вдали от жилья.
Возвращаясь к событиям той ночи - дня скажу, что только благодаря слаженным действиям экипажа нашего корабля и кораблей охранения, стоявших тогда в порту, удалось предотвратить серию возможных взрывов других кораблей. С борта нашего корабля был спущен катер и находившиеся там вахтенные ПДСС произвели методичное гранатометание во всех районах рейда. Больше попыток произвести нападения на базу, ни в ту ночь, ни во время дальнейшей стоянки нашего корабля в порту Анголы, предпринято не было. Экипажу удалось отразить нападение и дальнейшую агрессию. В течение следующего дня экипаж занимался помощью тонущему судну республики ГДР. Туда неоднократно отправлялся наш катер, экипаж которого помогал заводить пластыри, эвакуировать людей и вывозить с судна различные вещи. 1-го августа при подозрении на появлении в водах базы вражеских диверсантов, было произведено практическое бомбометание из многоствольного реактивного гранатомета МРГ-1.
Складывающаяся на тот момент обстановка в том районе потребовала создание оперативных мобильных групп ПДСС. Согласно приказа командира корабля, я был включен в одну из таких групп. Старшими группы были Кононович А.Н. (ветеран БД), Малинин Н.Г. и др. Фамилии остальных уже не помню. Кроме меня, в нее вошли Красиков В.М. (ветеран БД), Пальмин В.В., Кормильский В.Г. и многие другие. По первому требованию мы получали в арсенале вооружение, амуницию и отправлялись на командирском катере или на рабочем баркасе к месту несения вахты ПДСС и отражению возможных атак.
В течение августа 1984 года команда корабля неоднократно привлекалась для охраны и защиты наших судов на рейде Анголы. В частности мне, совместно с моими товарищами, а именно с Красиковым В.М., Кормильским В.Г. Пальминым В.В. и др. пришлось охранять наши суда, приходившие на разгрузку военных грузов в порт Луанда «Иван Покровский» (порт приписки г. Таллин) и др. Командовал высадкой группы на судно помощник командира корабля капитан 3 ранга Белоусов В.Н.. Неделями, сменяя друг друга, мы охраняли корабли до момента их полной разгрузки. При этом на бортах этих судов нами неслась вахта ППДО с профилактическим гранатометанием. Также я могу назвать факт своего участия в составе боевой группы под командованием мичмана Кузнецова В. на баркасе корабля в отражении нападения боевых пловцов (диверсантов ) на флотилию советских БМРТ на рейде г. Луанды.
Были случаи, когда по катеру, перевозящему вахтенных ПДСС, с берега открывался огонь из автоматического оружия трассирующими пулями.
Остаток осени и начало зимы, корабль постоянно менял свою дислокацию, заходя в другие иностранные порты, везде с честью неся Флаг СССР и Военно-Морского Флота, защищая мир в странах Западной Африки . В общей сложности мы простояли в Анголе в порту Луанда более 115 суток, а это целых 4 месяца бессонных дней и ночей.
5 декабря наш корабль отшвартовался от берегов Анголы и ушел к родным берегам базы Североморска. 30 декабря 1984 года окончился наш боевой поход. Весь экипаж был награжден нагрудными знаками «За дальний поход», о чем имеется запись в военном билете (ксерокопия прилагается). Многие офицеры, мичманы, старшины и матросы за тот поход были награждены грамотами за оказание Интернационального долга от командира корабля и от наших представителей дип. миссий на территории Африки. Три человека из экипажа, уже получили удостоверения Ветеран Боевых Действий. Это командир носовой зенитно-ракетной батареи кап. 1 ранга Кононович Александр Николаевич (удостоверение ветерана боевых действий, серия БД № 149557, выдано ОВК Перовского района Восточного административного округа г. Москва 18.05.2009 г.) и секретчик корабля Пушкин Виктор Александрович (удостоверение ветерана боевых действий, серия БК № 0524054, выдано 28.12. 2011 г.) (ксерокопии удостоверений прилагаются).
26 марта 2014 года Октябрьским судом города Белгорода, было принято положительное решение о признании еще одного члена нашего экипажа: старшины 1 статьи запаса Красикова Виталия Михайловича ветераном боевых действий. На суде присутствовали и давали свои показания командир корабля Цюра Сергей Иванович, командир штурманской боевой части Назаркин Валерий Васильевич, командир дивизиона связи Воронов Андрей Николаевич, были зачитаны заочные свидетельские показания командира ракетно-артиллерийской боевой части Кашафутдинова Адель Миргазиевича, старшины 1 статьи запаса Кормильского В.Г., старшины 1 статьи запаса Пальмина Виктора Валентиновича, мои (старшины 1 статьи запаса Кавун Александра Васильевича). Под давлением неопровержимых улик и фактов, суд принял единственно правильное решение и признал Красикова В.М. участником БД. Представитель МО от апелляции отказался. В качестве доказательств боевых действий в Анголе, кроме свидетельских показаний командира в/ч 53108, и других членов экипажа, было представлено большое количество фотографий тех лет, справки из архива города Североморска, подтверждающие, что мы все находились в составе в/ч 53108 и были в течение 1984 года у берегов республики Ангола, порт Луанда. А также архивная справка, выданная Североморским архивом, капитану 1 ранга Кононовичу А.Н. о практическом (боевом) и профилактическом гранатометании.
Согласно архивной справке из Североморска за № 49/1981 от 18.03.2005, за время несения Боевого Дежурства у берегов Западной Африки, в период с 3.06.1984 г. по 10.06.1984 г., с 23.06.1984 г. по 05.07.1984 г., с 30.07.1984 г. по 27.08.1984 г., с 17.09.1984 г. по 12.11.1984 г., с 23.11.1984 г. по 26.11.1984 г., ежедневно личным составом войсковой части 53108 производилось профилактическое и практическое гранатометание в целях ППДО, было израсходовано 2046 гранат, 1-го августа произведено профилактическое бомбометание. Больше такие справки, а также другие подтверждающие документы о наших боевых действиях, не получил ни один член экипажа. Архив хранит молчание, каждый раз выдавая на различные запросы от членов экипажа, все меньше и меньше информации, дописавшись уже до того, что мы вообще не были в Африке, а просто находились в Средиземном море. Где Средиземное море, а где Ангола? .
На данный момент Красиков Виталий Михайлович также признан участником БД. Об этом свидетельствует удостоверение ветерана БД серия БК № 0531216, выданное 30 июня 2014 года (ксерокопия прилагается).
На неоднократные мои обращения в МО с просьбой рассмотреть вопрос о внесении нашей воинской части в реестр частей, участвовавших в БД, а также на запросы другого рода, призванные решить вопрос о нашем статусе, чиновники из МО занимаются откровенным футболом (ответы из МО прилагаются).
В свою защиту могу сказать следующее, мы моряки бывшего ВМФ СССР, с честью выполнившие свой воинский долг в далекой и чужой нам Анголе, не обязаны никому и ничего доказывать. Не наша вина, что чиновники из МО обороны не внесли нашу воинскую часть в список частей, участвовавших в БД. Не наша вина, что архивы, под давлением МО, хранят молчание и не выдают всех сведений о нашем участии в БД. В архиве Североморска хранятся навигационные журналы, вахтенные журналы и журналы БД корабля. Они секретные. Их никто не уничтожал. Там есть все данные, необходимые для подтверждения нашего участия в БД.