Что меня настораживает в романах Ирвина Шоу так это то, что все его герои, оказавшись за пределами своего дома, напрочь забывают о своих жёнах, легко вступают в любовные связи, не испытывая угрызений совести или чувства вины перед супругами.
Недавно услышала любопытный афоризм:
Чем отличается мужик от мужчины?
Тем, что от мужика пахнет мужиком, а от мужчины пахнет женщиной.
Это определение мужчины очень подходит для героев Ирвина Шоу: вокруг них всегда вьются женщины. И не просто женщины, а самые шикарные, привлекательные, неординарные, желанные представительницы женского пола.
Впрочем лезть со своей моралью в чужую жизнь не благодарное дело.
Что можем мы сказать о чести и достоинстве людям, пережившим две мировые войны? Те самые поклонники женской красоты, которых описывает в своих романах Шоу, имели за плечами боевой опыт, видели смерть очень близко и поэтому научились ценить жизнь в самых разных её проявлениях. Что поделать если еда, алкоголь, романы в первую очередь приходят на ум, когда человек думает об удовольствиях?!
Чтобы получать удовольствие от созерцания красоты, от созидательной деятельности, от новых знаний и т.п. требуется - вера. Не обязательно в Бога. Вера в человека и человечество, в наличие смысла, в науку, в искусство... Когда вера подорвана, человек может рассчитывать только на инстинкты.
На эти размышления о вере натолкнули меня первые главы романа. Как же неожиданно было обнаружить созвучные мысли, сформулированные самим автором, ближе к концу книги:
-Верующие, - тихо повторила Карлотта. - Обманутые люди.
-Нет, не обманутые. Облагороженные. Я им завидую. Безумно завидую всем истинно верующим.
-Тогда почему ты сам не стал верующим? Неужели тебе не хочется обрести душевное равновесие?
-Почему не стал верующим? - повторил Джек. - Тебе говорят - веруй. Это всё равно что сказать - будь красив. Я бы хотел быть красивым...
---
Ну вот, я опять начинаю с обобщений и размышлений. А начинать надо, конечно, с начала. Например, так:
Джек Эндрюс отправляется на две недели в Рим, чтобы помочь своему старому другу режиссёру Морису Делани снять новый фильм...
(Не буду приводить аннотацию целиком, т.к. не со всем в ней согласна)
Со своей женой Элен и детьми он сухо прощается в Парижском аэропорту:
Женщине на вид было чуть больше тридцати; строгий серый костюм подчеркивал ее фигуру. Короткие черные волосы были уложены в соответствии с требованиями последней моды, крупные серые глаза - умело подведены. Она сидела очень прямо, манеры были безукоризненными, каждое движение - отточенным, строгим, а голос - свежим, звенящим... Дети были хорошо воспитанными, ухоженными; на первый, не слишком пристальный взгляд семья казалась мечтой рекламного фотографа - взлетное поле залито солнечным светом, улыбки позирующих говорят о том, как приятно и безопасно путешествовать по воздуху.
Вскоре мы узнаем, что брак с Элен уже третий в жизни Джека. И несмотря на то, что внешне их семья выглядит вполне благополучной, между супругами нет ни доверия, ни глубокой привязанности, ни душевной теплоты.
Свою первую жену Джек описывал, как очень красивую женщину с несносным характером:
-Какой она была?
-Глупой, ограниченной собственницей, ревнивой, бездарной...
Свою вторую жену он ненавидел за измены:
Она спала со всеми моими друзьями, врагами, моими знакомыми, чьими-то знакомыми...
И вот, наконец, третья жена стала настоящим подарком судьбы:
Она вызывала у него желание. Восхищала его. Ее жизненные цели были исключительно реалистичными, здравыми, разумными. Элен была цельной натурой. Хотела любить и быть любимой, хранить верность мужу и требовать от него того же; не испытывала сомнений истинности счастья, связанного с браком, заботами о муже, детях. К тому же обладала веселым, живым нравом, была приятной в общении, нежной любовницей, с легкостью и невозмутимостью улаживала все бытовые проблемы.
Но Джек не чувствовал себя счастливым и в третьем браке.
Очевидно, что для счастья не достаточно встретить подходящего человека. Нужно и самому быть подходящим человеком, самому быть "цельной натурой". Джек "цельной натурой" не был. А потому не мог ни сам испытывать счастья, ни другого человека сделать счастливым.
Через сны, воспоминания мы ближе знакомимся с внутренним миром героя, получаем возможность разобраться, что именно надломило его.
Как я уже отметила выше, картину мира Джека перевернул военный опыт. Ужас войны заключается не только в том, что она несет смерть, боль, потери, разлуки... Попытки осмыслить происходящее ведут в тотальному разочарованию. Раньше наука соревновалась с религией в способности объяснить человеку причины и смыслы. Но война подорвала авторитет...
и ученых:
До недавнего времени мы могли думать, что научные изыскания преследуют разумные, конструктивные цели. Теперь. после создания водородной бомбы и бактериологического оружия, эта уверенность поколеблена.
и Бога:
Бог существует. Да, я в это верю. Но, по-моему, мы его не интересуем... Ему нет дела до того, что мы убиваем себе подобных, не чтим отца и мать, соблазняем жену соседа. Я не ощущаю, что я для него что-то значу.
Джеку было тяжело вдвойне.
Его предали не только Бог и ученые.
Его предала жена.
Наверное, очень больно услышать от случайного человека в госпитале, как прекрасно он развлекся с твоей любимой женщиной, как после него она таким же способом "развлекла" летчиков целой эскадрильи В-17. Думаю, это было настолько больно, что психика оказалась не в состоянии переварить эту боль и заблокировала ее. Джек ни с кем не подрался, ни на кого не накричал, ни с кем не стал выяснять отношения... Представьте себе, сколько душевных сил требуется, чтобы в подобной ситуации сохранить полное спокойствие? Джек от потрясения словно в анабиоз погрузился. Ничего удивительного нет том, что много позже и новая жена, и новые друзья говорили ему: "Ты как бы отсутствуешь. Находишься где-то далеко".
Не буду рассказывать, чем закончился роман, удалось ли герою ожить, вернуться в настоящий момент...
Пусть останется интрига.
Романы Ирвина Шоу производят двойственное впечатление. На первый взгляд кажется, что это очень поверхностные произведения, изобилующие всякими подробностями 18+
Но стоит заглянуть за фасад, и можно обнаружить массу действительно интересных мыслей о жизни и смерти, о любви и предательстве, о человеке и о Боге.