Прокуратура Баунтовского района Бурятии проверила состояние автодороги, прилегающей к мосту через реку Джидотта. Было установлено, что по окончании производства ремонтных работ подрядчик не демонтировал грунтовые валики, установленные во время ремонта на подъезде к мосту. Наличие искусственных неровностей на проезжей части способствовало возникновению аварийных ситуаций на этом участке дороги.
Прокуратура внесла представление исполняющему обязанности руководителя ГКУ «Бурятрегионавтодор». Неровность на автодороге была устранена, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. В связи с этим вопрос, точнее, два: куда смотрели должностные лица госучреждения «Бурятрегионавтодор»? И почему нельзя было устранить недостатки сразу, не доводя дело ни до прокуратуры, ни до аварийных ситуаций?
Вообще, нынешней зимой было много новостей о массовых ДТП, при которых машины заносило на гололеде. Да, водитель может превысить скорость, может вовремя не переобуть машину и даже оказаться нетрезвым за рулем. Но в каждом «гололедном» случае есть вина тех, кто за дорогой поставлен следить и получает за это зарплату. Ведь очевидно: если бы дорога была не скользкой, то и аварии на ней имели бы менее трагические последствия. Это и называется дорожными условиями, сопутствующими дорожно-транспортным происшествиям, а по большому счету провоцирующими их.
Яркий пример – недавно сбитый на остановке общественного транспорта в Улан-Удэ ребенок. 16-летний подросток без прав не справился с управлением, машину из-за гололеда выбросило с проезжей части прямо на остановку, где стоял мальчик.
Вовремя не убранная наледь усилила трагический эффект ДТП.
В Бурятии автолюбители постоянно находятся в зоне риска из-за гололеда и снежных наносов на дорогах. При том, что обеспечением безопасности дорожного движения, а конкретно - борьбой с гололедом в осенне-зимний и весенний периоды занимается много госучреждений. Начиная от силовых (ГИБДД МВД по Бурятии), заканчивая профильными дорожными службами. На последних обратим особое внимание.
Именно дорожные службы должны бороться с гололедом, вовремя подсыпать проезжую часть, ставить знаки на опасных участках дороги и заблаговременно предупреждать автолюбителей о ненастьях всеми доступными способами. Дорожники отвечают за объекты географически и согласно статусу дорог. И если в Улан-Удэ, и на федеральных трассах мы видим предупреждения о непогодах или опасных участках, то с дорогами республиканского и муниципального значения все гораздо печальнее.
По логике, автолюбитель, планирующий отправиться из Улан-Удэ в сельский район, пожелает узнать о проблемах на дорогах на сайте профильного учреждения «Бурятрегионавтодор». Или в его сетевых аккаунтах. Однако на сайте учреждения информации маловато в принципе. Нет текущего мониторинга по состоянию автодорог, не спешат здесь ориентировать автолюбителей по ситуации на трассах в зоне ответственности. Хотя перед учреждением стоит четкая задача – обеспечивать безопасность жизни и здоровья населения Бурятии на дорогах республики.
Во вкладке «Автомобилистам» в связи погодными условиями нас всего лишь предупредили о наступлении зимы в форме краткой лекции. И предложили ознакомиться с файлом - списком подрядных организаций в районах, без даты, без подписи. То ли это документ 1913 года, то ли 2023-го? Что автолюбителям делать со списком подрядчиков - неясно. Звонить им согласно выбранному району, или просто принять сей факт за данность и успокоиться?
Может быть руководство «Бурятрегионавтодора» считает официальные сайты информационным анахронизмом и решило оповещать автолюбителей о безопасности дорожного движения на ввереннных учреждению участках в социальных сетях?
Действительно, страница учреждения нашлась в Вконтакте. У нее 39 подписчиков и 1 «друг». Судя по такому количеству, даже не все сотрудники подписаны на свою же ведомственную страницу, не говоря уже о членах семей.
Текущей информации о дорогах Бурятии, в том числе о гололеде и снежных заносах там оказалось побольше. На целых две информации. С декабря по январь нашлись оповещения о непогоде и усилиях, предпринимаемых «Бурятрегионавтодором» для безопасности водителей. Обращает внимание информация от 10 февраля, в которой Минтранс (не «Бурятрегионавтодор») прокомментировал ситуацию по расчистке дороги от снега и наледи в Кижингинском районе, а также дороги от Заиграево до границы с Забайкальским краем.
То есть «вопрос» с гололедом в Кижинге настолько назрел, что пришлось министерству обстоятельно отвечать, сколько техники и средств направлено на расчистку тамошних заносов. А как же другие дороги – не кижингинские? Либо в остальном всё прекрасно, либо люди не смогли достучаться своими жалобами до должностных лиц профильных учреждений.
«Бурятрегионавтодор», может, и борется с гололедами в Бурятии, но из средств коммуникации этого точно не видно. И судя по сайту и аккаунту в соцсетях, работа по обеспечению безопасности дорожного движения носит фрагментарный – от случая к случаю – характер. Так что ли? И автомобилисты ездят на свой страх и риск по дорогам республики, не предупрежденными об опасности, даже в тех случаях, когда опасность видна из окна каждого дома.
Получается замкнутый круг - дорожники молчат о гололедах, автолюбители рискуют машинами, своими и чужими жизнями и попадают в ДТП. Пробить эту стену можно только систематическими жалобами людей на плохое состояние дорог во всевозможные инстанции - от прокуратуры до правительства. После чего власти отчитываются о проделанной работе. Но лишь на конкретном участке дороги. Фрагментарно. И все. Круг замкнулся.
Пытаясь узнать ответы на локальный вопрос - как государственное учреждение работает над безопасностью автолюбителей, мы попутно не смогли найти и другую информацию о дорогах Бурятии. На официальном сайте «Бурятрегионавтодора» неясно, как функционировала организация в 2021-2022 годах, к примеру? На каких участках дорог велась гололедная подсыпка? На какие суммы? Сколько тонн песка подсыпано и в какие дни?
Также ничего неизвестно о финансово-хозяйственной деятельности этого государственного казенного учреждения. На сайте невозможно узнать, как расходовались деньги налогоплательщиков на ремонт и содержание сети местных дорог. Нет отчетов руководства, информации о контрактах, смет и прочей экономики за последние несколько лет.
Отдельного упоминания стоит раздел «Безопасность движения» - ведь об этом же наша статья. Там обнаружены «Перечень аварийно-опасных участков» от 2016 года, «Анализ ДТП» за 2018 и 2019 годы. На этом тема «безопасности» в «Бурятрегионавтодор» исчерпывается.
Чтобы люди заходили на сайт и в официальные аккаунты, они должны своевременно наполняться актуальной информацией – это аксиома. Таким образом складывается ситуация, при которой в случае ДТП во время гололеда, снежных наносов и осадков на дорогах вся ответственность ложится исключительно на водителей - об этом говорит и статистика в целом по России. Крайне редко дорожники становятся фигурантами административных или уголовных дел, связанных с состоянием проезжей части. Но прецеденты все-таки случаются.
Следственный комитет в конце февраля 2023 года завел дело после массового ДТП на трассе М-11 в Новгородской области. Одной из причин массовой аварии сами ее участники называют погодные условия и нерасчищенную дорогу. С утра на трассе М-11 шел сильный снег, была затруднена видимость, образовалась наледь. Кроме того, очевидцы утверждают, что не видели в районе ДТП уборочной техники. Дело открыли по статье о выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей (п. «в», ч.2 ст. 238 УК). «В рамках расследования уголовного дела следователями будет установлена обслуживающая организация, а также дана правовая оценка действиям (бездействию) лиц, допустивших нарушения требований действующего законодательства по содержанию автодороги в зимний период», сообщили в СК.
В Бурятии прецедентов с поиском виноватых среди государственных и подрядных организаций, отвечающих за безопасность на дорогах, пока не было. Но в заключение хотелось бы подчеркнуть, что в России прописано законодательно: «приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении». Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» говорит об этом прямо и четко.