Найти тему

Диалог с издательством «Пять четвертей»: об издательском деле, книгах и нейросети

Сегодня на канале в гостях генеральный директор детского издательства «Пять четвертей» Наталья Эйхвальд.

Недавно я публиковала пост, где предлагала задать издателю интересующие вас вопросы. И теперь предлагаю вашему вниманию полученные ответы. Спасибо издательству и его генеральному директору за отзывчивость 😊

В конце дополнительный вопрос от меня о Нейросети.

А начнём с вопросов Юли (БиблиоЮлии), чтобы ближе познакомиться с издательством «Пять четвертей»

1) Как возникло издательство – сама идея: зачем и почему?  (БиблиоЮлия)

Издательство, как и любое другое детище, появляется от любви. По крайней мере, мне хочется в это верить. Можно говорить, что это результат очередного витка моей карьеры и карьеры коллег, но так или иначе нас всех объединяет любовь к современному тексту и желание его популяризировать. 

2) Какие люди собрались вместе, что их держит: коммерческий успех или какая-то важная идея? Что важнее для издателя: деньги или творчество? (БиблиоЮлия)

Мне вообще не нравится говорить, что люди работают за идею. Мне кажется, что это в корне неверная мотивация. Люди работают, потому что их работа разнообразна, позволяет им расти профессионально, потому что у них классный коллектив, в котором каждый человек важен, и потому что они любят свое дело. В работе издательства очень много рутины, значительно больше, чем творчества. Мы должны работать как часы — мы следим за тем, что всё происходит вовремя. А при работе с творческими людьми — это та еще задачка. 

-2

3) По какому принципу отбирают книги? Не секрет, что одни сразу видно – будут популярны, потому что тема триггерная, а другие очень интересные по задумке и исполнению, но они не для всех. Какие книги издательство предпочитает иметь в портфеле. (БиблиоЮлия)

Дорогой читатель, если вам сразу видно, какая книга будет популярна, а какая нет, приходите к нам, пожалуйста, работать. Мы будем варить вам кофе и с восхищением на вас смотреть. За огромное количество лет, что работаю в книгах, я убедилась только в одном: ты можешь предполагать, но всегда будут проекты, которые удивляют — как своим успехом, так и своими неудачами. А относительно портфеля — мы предпочитаем видеть в нем качественную литературу в достойном исполнении, которую хочется читать и хранить в своей библиотеке с трепетом. Как вы можете заметить, это крайне субъективные понятия. Я не устаю говорить, что любое издательство — это литературный вкус конкретной команды людей. И, по моему личному мнению, у «Пяти четвертей» он очень неплохой. 

4) Бывает такое, что издателю нравится книга, но издать ее он не может? (Елена Сизова)

Конечно, бывает. Это обусловлено и узостью темы, и маржинальностью проекта, но чаще всего несоответствием возраста героя и возраста читателя. Это нас очень часто останавливает. Особенно когда мы понимаем, что на редактуре такое несоответствие не исправим. Хотя потенциально текст нам и казался интересным... 

-3

5) Как происходит отбор? Какова вероятность стать вашим автором, и реально ли это? (О книгах по искусству за барбарисовым чаем) И схожий вопрос. На что в первую очередь смотрят при отборе книги для издания? Больше даже в плане общения с автором. Как автору себя представить, что рассказать о себе и о книге? Ну и какие книги в общем проходят такой отбор? (Книжный кусь)

Вероятность стать нашим автором очень велика — при том, что вы талантливы. У нас совершенно исключены какие бы то ни было снобистские штучки из серии неверно написанного письма или плохого синопсиса. На письма и синопсисы мы не обращаем внимания, мы читаем текст — если он хорош, то супер, будем работать. Если плох, то мы откажем. И надо сказать, мы отвечаем на все письма, которые приходят на редакционную почту. Тут только одна просьба: будьте вежливыми, как учили мама и папа. Особенно получив отказ. Мы уже не раз читали гневные отклики на письма с отказами — и, конечно, пока держимся. Но с каждым таким письмом желание написать на сайте «Издательство не рецензирует рукописи и отвечает отправителям только в случае положительного ответа» увеличивается. Это разговор не про нашу гордость, а про уважительное отношение к нашему труду.

6) В ответе указывается причина отказа? (вопрос от меня)

Без указания причины, обычно просто пишем, что проект издательству не подошел. Расписываем причины отказа мы только в том случае, если с автором уже работаем и понимаем, что наш отказ не ранит его. 

7) Как долго рассматривается рукопись? Сколько рукописей в месяц приходит на почту издательства? (вопрос от меня)

Нам приходит порядка 30-50 рукописей в месяц. И мы стремимся не увеличивать срок рассмотрения рукописи более чем на два-три месяца, но в особенно жаркую пору, перед тем же non/fiction, например, этот срок, увы, плывет.

8) Какие топ-3 книги для подростков вы бы выделили? С чего начать знакомство с издательством «Пять четвертей»? (Оксана Сергеева)

Ох, это как спросить у мамы, какой ребенок у нее любимый. Но я попробую. «Особый случай» Юлии Мазуровой, «Улица Ручей» Юлии Линде и «Изольда» Светланы Ледневой (чтобы не так грустно было в этом суровом мире). Но, откровенно говоря, если спросите у меня завтра об этом, уверяю вас, там будет другая тройка.

-4

9) Проводит ли «Пять четвертей» конкурсы для писателей и иллюстраторов? Или такие конкурсы есть в планах? (вопрос от меня)

Пока нет, у нас не хватит рук быть достойным оператором конкурса. Пока мы хотим справиться с целью быть достойным издателем. Надеюсь, получается.

10) Могут ли рассматриваться издательством книги автора, которые есть в интернете в свободном доступе? Есть ли запрет на сотрудничество с другими издательствами в случае заключения договора? (Сказки и притчи Анны Зубковой)

Как бы нам ни хотелось говорить о праве первой ночи, конечно, никаких запретов тут быть не может: если вам комфортнее издаваться в другом месте, то что уж, издавайтесь. «Пять четвертей» не будет начинать гонку вооружений и пытаться вас переубедить, поэтому если тезис о другом издательстве — это попытка сделать так, чтобы рукопись прочитали быстрее, то эта попытка будет провальной. Мы отпустим книгу, и всё. По поводу свободного доступа — если нам понравится текст, то мы попросим его удалить со всех ресурсов. В первую очередь даже не из-за потерянной выгоды, а из-за того, что после редактуры это будут два разных текста.

-5

11) Какой примерно шанс у предпринимателя с большим желанием, и пропорционально невеликими возможностями начать свое дело в этом бизнесе? (irvi65)

Книги — низкомаржинальный бизнес с огромными рисками. Стоимость каждого проекта варьируется от 700 тысяч до 3 млн рублей, и это я беру в расчет только текстовые книги, без всевозможных дизайнерских штук типа вырубки, открывающихся окошек и многого другого. Так что, увы, тут нужно все хорошо взвесить...

12) Интересно, как проводит свободное время представитель издательства, чем занимается? Связано ли ее/его хобби с профессией? (Алексей Иванов)

Поверьте, книги поглощают всё: сначала твои книжные шкафы, потом свободное время... А в целом у меня та же жизнь, что и у других маленьких людей. В моем случае формула досуга выглядит так: книги, дети, театр.

13) Будет ли «Пять четвертей» на книжной ярмарке Non/fiction? Какими новинками можете похвастаться? :)

Новинками мы хвастаемся регулярно во всех наших соцсетях и обзорах. Я лично очень жду «Иванну» Натальи Ключаревой, «Наполеон спешит на самолет» Юлии Симбирской и, конечно же, переиздание «Первой работы» Юлии Кузнецовой. А вот с весенним non/fiction мы до конца не определились. Возможно, будем копить силы к зиме.

-6

14) Как думаете, обоснованы ли прогнозы, что в ближайшем будущем Нейросеть сможет заменить писателей и иллюстраторов?

Вы знаете, это всё напоминает культовый диалог из «Москвы слезам не верит» — о том, что будет одно лишь телевидение. Мы сейчас находимся в той же точке полемики. На самом деле, нужно помнить, что за каждой книгой всегда стоят люди. Наверное, можно научить нейросеть классно складывать слова в предложения или делать технически сложные иллюстрации, но, как бы банально это ни звучало, сложно заменить авторское видение и щепотку души. Плюс под вопросом остается правовая сторона работы с таким контентом. Так что даже если и предположить, что нейросеть станет весомым участником издательского процесса, то уж точно не на моем веку.

Еще раз большое спасибо Наталье за отзывчивость и открытость.

Канал издательства «Пять четвертей» есть в Дзене.

Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк❤️