В каждой тюрьме или на зоне, внутри КПП, висят фотографии зэков. Штук десять. Сверху над портретами осуждённых большие буквы:
" СКЛОННЫЕ К ПОБЕГУ" .
У меня всегда вызывало улыбку, когда видел этот коллаж. Под ним явно не хватало моей фотографии..
***
Человека определяет поступок. Или непоступок. Это сродни прыжку с парашютом или с вышки в бассейне.
Можно долго созревать и решаться, стоя на краю парапета.
Кто- то прыгает, кто-то так и остаётся в самолёте..
Что толкает человека совершить прыжок или сделать поступок?
Наверное, желание что - то изменить в своей жизни.
***
Я уже зарекомендовал себя как злостный бегун в детском садике. Мне было три или четыре года, но воспитатели и нянечки боялись меня и делали всё возможное, чтобы предотвратить побеги.
Мой единственный приятель тоже опекал меня как мог, зная мою склонность. Но это не помогало. Я как тот волчонок, из загоняемой охотниками стаи, вдруг нашёл в себе смелость перепрыгнуть через красные флажки. И понеслось. Я хитрил, отвлекал внимание, отталкивал своего дружка и во всю прыть бежал через забор на улицу, на свободу...
Нет, воспитатели были не виноваты. Они хорошо ко мне относились, даже любили. Сейчас с ужасом думаю, какого им было, когда на обед не хватало одного воспитанника, тем более, такого возраста..
Дело было в другом. Тоска съедала меня невыносимая. Стены держали и хотелось выть от грусти и безысходности, как тому волчонку.
Дом был далеко. Отец долго вез меня до детсада на автобусе. Я ехал на переднем сиденье, разглядывал улицы, дома, светофоры и запоминал дорогу. Потом также возвращался по обочине назад, только уже пешком.
Иногда прибегал на работу к отцу. Это был лучший вариант. Папа не успевал рассердиться. Когда ему звонили из детсада, мягко готовя:
- Вы только не переживайте..Мы уже ищем его..
Отец отвечал:
- Отбой тревоги. Он у меня..
Наказывали, конечно. Папа в гневе был страшен. Ремень без разбору оставлял красные полосы не только на заднице, но и спине и ногах..
Это был мой сознательный выбор. Было больно и страшно, но тоска была сильнее, а свобода пуще неволи, и я выбирал ремень или другое наказание.
Помню, нашу детсадовскую группу отправили за город, на дачу. Это было пострашнее больницы, в которую меня годом раньше определили и долго там держали.
Самое ужасное время приходило вечером, после ужина. Тоска знала своё время.
Днём ещё ничего, особенно, когда солнышко. На улице ярко и весело. Дети играют и смеются. Туго, когда дождь и вечереет. Капли падают, и везде пасмурно- и на улице и на душе..
В один из таких дней моё сердце не выдерживает, и я принимаю решение бежать.
Я долго сижу в мокрой траве возле забора и в щёлку рассматриваю пути побега.
Передо мной темный лес. Уже смеркается. На небе тучи. Я никак не могу определиться, куда бежать. Дорога в оба конца уходит в этот самый лес.
Меня, пятилетнего, совершенно не смущает надвигающаяся темнота, волки, Бабы- Ёжки, Бабайки и сто с лишним километров до города.
Всё это несущественно, когда сердце сжимает тоска и невыносимо хочется домой, к маме.
Но решение не принимается. Я так и не смог определиться, в какую сторону бежать. В тот день побега не случилось.
Побег случился позже, в третьем классе. Из пионерского лагеря, который находился за забором той самой дачи..
***
Спустя время, спрашиваю свою супругу, почему выбрала меня из десятка более, чем достойных претендентов на её руку и сердце.
- Ты склонен на поступок.
Это точно. Но начиналось всё с побегов.
Словарь трактует слово " поступок"- как действие.
Действие - всегда выбор. Выбор между жить и проживать.
Но только за выбор действовать мы уважаем себя впоследствии.
«Жизнь — вредная штука. От неё все умирают». Станислав Ежи Лец
Рустем Шарафисламов