История – по-настоящему, великая наука. Потому что она нас учит многим вещам. Не всех, не всегда. Но не зря же говорят, что всё развивается по спирали.
Самое интересное, что учить нас жизни могут не только события прошлого, но и исторические личности.
Например, можно обернуться и посмотреть на Василия Александровича Сухомлинского – педагога-новатора, человека, который родился в 1918 году. То есть, по сути, был ровесником советской власти. Только СССР развалился в 90-х. А Василий Александрович ушел в 1970-м, прожив 51 год на этой Земле.
Он, в частности, написал о 10 недостойных вещах, которые унижают человека.
Есть смысл вернуться к ним, обдумать.
Недостойные вещи
Списком:
1. Недостойно добывать свое благополучие, радости, удовольствия, спокойствие за счет притеснения, неустроенности, огорчения, беспокойства другого человека.
Сухомлинский говорил о детском коллективе. Но ведь это актуально для всего человечества. Увы, в капиталистических условиях недостойного очень много. Хотя и Россия, согласно Конституции, социальное государство, то есть, такое, которое берет на себя обязательства по поддержке незащищенных слове населения.
2. Недостойно оставлять товарища в беде, опасности, проходить равнодушно мимо чужого горя, огорчения, страдания.
Не хочется о грустном. Но, если о нем не говорить, то и никаких перемен не случиться. В Советском Союзе, как представляется, был этот дух товарищества. Если не все, то многие были готовы подставить плечо и подать руку. В современном обществе людей отзывчивых не так много. Если, допустим, с человеком что-то случилось на улице, то, скорее, сделают фото и отправят в соцсети. А потом, может быть, вызовут скорую. Но не все такие.
3. Недостойно пользоваться результатами труда других, прятаться за чужую спину.
Во времена Сухомлинского существовал Советский Союз, который состоял из республик. А республика – это «общее дело». И каждый (почти) гражданин СССР старался на благо Родины. Бывало, и нередко, что жизнь человек отдавал, чтобы Родина жила.
4. Недостойно быть боязливым, расслабленным; позорно проявлять нерешительность, отступать перед опасностью, хныкать.
Тоже чисто советское убеждение. Но, если с предыдущими вещами можно полностью согласиться, то с этой можно и поспорить. Психологи учат, что люди все разные. Нерешительность – это плохо, но она может иметь место. В СССР воспитывали людей из стали.
5. Недостойно давать волю потребностям и страстям, как бы освободившимся из-под контроля человеческого духа.
Философия, которая пользовалась популярностью не только в добропорядочном советском обществе, но и, например, в советском воровском мире, где «ворам» советовали жить скромно.
6. Недостойно молчать, когда твое слово — это честность, благородство и мужество, а молчание — малодушие и подлость.
Как говорится, «молчание – знак согласия». Если рядом происходит непотребство, то молчать – соглашаться с ним. Всё верно. Кстати, в истории ведь многие вещи происходили с молчаливого согласия некоторых личностей.
7. Недостойно настоящего человека не только лгать, лицемерить, пресмыкаться, подстраиваться под чью-то волю, но и не иметь собственного взгляда, потерять свое лицо.
Всё ясно без комментариев, но если уж встретилась у Сухомлинского одна фраза, то можно на неё и обратить внимание, вспомнив «Повесть о настоящем человеке». Там и про историю, и про мораль, и про силу духа.
8. Недостойно легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обещания.
И опять вспомним Советский Союз. Тем более что Сухомлинский жив этой стране. Там слова имели большое значение. Люди давали клятвы, честное слово, «честное пионерское». И всему этому верили. И тот, кто давал слово, не мог солгать, обмануть, предать.
9. Недостойна чрезмерная жалость к самому себе, как и безжалостное отношение, равнодушие к другому человеку.
Кажется, об этому уже шла речь. Можно сформулировать более кратко: себя не нужно жалеть, а окружающим обязательно нужно помогать.
10. Недостойно пьянство и чревоугодие.
В Советском Союзе с пьянством активно боролись. Пропагандой, били рублем – вернее, рубль отнимали, организовывали товарищеские суды и так далее.
Что касается чревоугодия – то это еще одна грань общей концепции. В СССР люди питались (уже почти устаревшее слово), чтобы жить, работать, творить, создавать новое, а не работали, чтобы питаться. Ананасы и рябчики – это для буржуев. Трудовой народ тоже любил зайти в ресторан, но это было совсем другое дело.